"Белый царь в землях братских"

Юбилей — событие по определению знаменательное и приковывающее к себе особое внимание. Тем более если речь идет о круглой дате, знаменующей собой важное историческое событие. Вхождение Бурятии в состав России, 350-летний юбилей которого официально будет праздноваться в следующем году, безусловно, к таковым относится.
A- A+

Дата — условна

Для начала о самой дате. Выбранная правительством Республики Бурятия дата — 350 лет — во многом носит условный характер. Причем научной общественностью Бурятии в свое время было предложено несколько вариантов. Сначала предполагалось отметить юбилей в 2009 году, опираясь на тот факт, что в 1959 году уже праздновали 300-летие добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства.

Однако позже, в связи с изменениями в руководстве республики и проведенными дополнительными консультациями с научным сообществом, эта дата была перенесена на два года вперед, и за точку отсчета было принято основание в 1661 году Иркутского острога как символа власти "белого царя" в "землях братских". При этом необходимо понимать, что процесс вхождения Бурятии в состав России был продолжительным и не может быть локализован во времени с точностью до конкретной даты.

Накануне прихода русских в Предбайкалье и Забайкалье в середине XVII века родоплеменные объединения бурят (булагаты, эхириты, хори, хонгодоры и другие) проживали на огромной территории, простиравшейся от реки Аргунь (современный Забайкальский край) на востоке до притоков Ангары на западе, от современного Братска на севере до долины реки Селенги на юге. Учитывая состояние дорог (а точнее, их фактическое отсутствие) и иных средств коммуникации той эпохи, процесс распространения власти "белого царя" растянулся едва ли не на столетие.

Помимо собственно бурятских племен и родов, компактно проживали по обе стороны Байкала эвенки, небольшие племена тюркского и иного происхождения (качинцы, арины, тофалары и другие). Все эти сообщества были носителями различных хозяйственных укладов, занимаясь кочевым и полукочевым скотоводством, охотой, рыболовством, а некоторые племена осваивали земледелие. Основой социальной организации бурят были кровнородственные объединения, как правило, управлявшиеся главами родов. Соответственно отсутствовало и политическое единство, не было центров управления, способных представлять от своего имени большинство бурятского населения.

Геополитика

Международная обстановка, в которой происходило присоединение Бурятии к России, была также не из простых. Присоединение Бурятии к России было составной частью политики Российского государства по продвижению на восток. Преодолев феодальную раздробленность и встав на путь создания централизованного государства, Московское царство укреплялось за счет расширения собственной территории и получения новых природных богатств. "Земли за Камнем" (т.е. за Уралом) рассматривались в качестве своеобразного "сибирского Эльдорадо", где главным золотом считалась пушнина, особенно ценившаяся на европейских рынках. В результате в конце XVI—начале XVII веков Российское государство территориально увеличилось за счет обширнейших территорий Сибири — от Урала до отрогов реки Енисей, соприкоснувшись с землями бурят.

В свою очередь, большинство бурятских племен до прихода русских находилось в различной степени зависимости от монгольских Тушэту-ханства и Цэцэн-ханства. Бурятские племена регулярно доставляли дань монгольским ханам, а также посылали своих детей в ставки местных правителей в качестве заложников (аманатов). Это был старинный способ, известный еще со времен Чингисхана, гарантировавший повиновение кыштыма (данника) своему сюзерену.

380 лет соседству

Первые зафиксированные историками контакты русских с бурятами носили мирный характер. Стрелецкий сотник Петр Бекетов, придя к окинским и усть-удинским бурятам в 1628 году, был встречен там миролюбиво. Однако вскоре из-за самоуправства красноярских казаков в отношения был внесен раздор, нередко приводивший к вооруженным столкновениям. Апогеем конфликта между казаками и местным населением стала осада и сожжение бурятскими воинами Братского острога в 1635 году.

В целом, на первых порах взаимоотношения между казаками и местным населением носили крайне противоречивый характер. "Вхождение под руку белого царя" и "отложение от царской власти" были частым явлением той эпохи. Например, в 1647 году в Красноярский острог приезжал булагатский князец Ойлан (Илан) и дал шерть (присягу) на верность царю Алексею Михайловичу.

Более того, этот князец попросил построить на его земле острог для защиты от набегов монгольских ханов и князей ("приходили на них мунгальские люди войною"). Так появился Удинский острог (ныне Нижнеудинск). Однако уже в 1650 году он потребовал освобождения его сына (по другим источникам, племянника) Узуна, сидевшего в Красноярске в качестве заложника. Не добившись своего, он отказался от уплаты ясака и перестал быть послушным "белому царю". Узнав о походе против него монгольского Мергень-тайши, Ойлан возвращается обратно в российское подданство ("побежал вверх по Осе в большие браты").

Помимо противоречий между пришлыми и местными, нередкими были военные столкновения и между самими русскими острогами, в которых с обеих сторон активное участие принимали бурятские князцы. Параллельно устанавливались торгово-экономические связи между острогами и бурятскими и эвенкийскими улусами.

Соперничество с монгольскими ханами

На 40—60-е годы XVII века приходится проникновение русских уже дальше в Забайкалье. Первым острогом здесь становится Баргузинский (1648 г.). Далее возникают такие важные опорные пункты российской власти, как Баунтовский острог (1652 г.), Нерчинский острог (1658 г.), Селенгинский острог (1665 г.), Удинское зимовье, будущий Верхнеудинск (1666 г.). По мнению большинства историков, в отличие от Предбайкалья в Забайкалье практически не отмечены факты вооруженного сопротивления со стороны местного населения русским казакам. Наиболее многочисленная группа забайкальских бурят — хори — приняла русское подданство мирно.

На то были объективные причины. В отличие от Западной Бурятии в Забайкалье население вело кочевой образ жизни, часто передвигалось с места на место, что позволяло ему в случае необходимости (опасности) сняться с места и откочевать в другие районы. Это требовало от российской администрации вести более осторожную политику в отношении местного населения — ведь если подданные от тебя убегают, то и дань собирать не с кого. Кроме того, за время присоединения Предбайкалья у казаков накопилось немало информации о быте и традициях забайкальских бурят, что также позволяло избежать крупных конфликтов.

Неизменно важным фактором русско-бурятских отношений того периода были связи с монгольскими и ойратскими ханствами. До 1690-х годов именно монгольские ханства были основными соперниками русских за влияние в Байкальском регионе. В этой борьбе казаки нередко вступали в союзные отношения с бурятским населением. Например, в 1674 году совершил нападение на бурятские улусы в районе Братского, Балаганского и Идинского острогов монгольский тайша Гыган, вытесненный обратно в Монголию усилиями ангарских бурят и русских служилых людей.

Граница на века

По мере нарастания междоусобиц в монгольских степях, а также территориальной экспансии Цинской державы влияние монгольских ханств в Байкальском регионе снижалось. После окончательного подчинения монгольских ханств маньчжурской империи Цин начинается долгий и сложный процесс территориального размежевания между двумя великими державами — Россией и Китаем. Земли Бурятии были важной составляющей в этой "большой игре", богатой военными столкновениями, спорами о границах и суверенитете над территориями и народами, их населяющими. Исторической точкой в деле присоединения Бурятии к России следует считать подписание 20 августа 1727 года на реке Бура (приток реки Аргунь) Буринского русско-китайского договора, установившего границы двух держав от Саянских гор до реки Аргунь. В результате была определена южная граница Бурятии, существующая практически без изменений и по сей день.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.