Принудительная помощь

Прокуратура Бурятии требует оставить без работы инвалида в его интересах
A- A+
Беспрецедентное дело рассматривается в Советском районном суде города Улан-Удэ. Прокуратура РБ отстраняет от работы женщину потому, что она является инвалидом. Работник и работодатель с такими требованиями категорически не согласны. //

Запрет на работу \\

В 2006 году Антонида Мункуева оформила инвалидность из-за сахарного диабета. Но работу свою она бросать и не думала. Уже будучи инвалидом, руководитель отдела аттестации экспертизы Республиканского института кадров Антонида Агбановна ежегодно получала благодарности и грамоты, в том числе и от правительства республики, написала несколько монографий.

Спрашивается: кому тогда будет плохо из-за того, что она продолжит дальше свою успешную трудовую деятельность? Вроде бы никому. Да вот только в прокуратуре в ответ разводят руками -- мол, закон есть закон. Вынесено предписание работодателю о расторжении трудового договора во исполнение приказа Минздрава. Антонида Мункуева -- инвалид 1-й группы 3 степени, а значит, по мнению Минздрава РФ, она нетрудоспособна.

«Указанное требование закона направленно, прежде всего, на охрану здоровья и интересов работника. Законность данной нормы федерального законодательства проверена и подтверждена Конституционным судом. Согласно выводам экспертов, продолжение трудовой деятельности невозможно», -- говорят в прокуратуре республики.

Однако сахарный диабет, из-за которого Антонида Мункуева получила инвалидность, по ее словам, вовсе не мешает ей работать.

-- Я понимаю, если бы очень часто брала больничные листы, плохо выполняла свои функции. Но этого нет! И когда прокуратура требует увольнения успешно работающего инвалида, это все формализм! Уволить человека только из-за того, что он инвалид? Если такое решение будет принято, тогда это будет беспрецедентный случай не только в Бурятии, но и вообще в России! -- считает Антонида Агбановна.

Минздрав против Конституции? \\

Добиваться справедливости Антонида Мункуева отправилась в суд. Представители прокуратуры в суде ссылаются на приказ Минздрава, правозащитник Виталий Хонихоев, защищающий права инвалида, цитирует Конституцию РФ.

-- Каждый имеет право на труд. Без какой бы то ни было дискриминации. Представление прокуратуры фактически устанавливает полный запрет на труд для Антониды Мункуевой, что противоречит статье 19 Конституции РФ, гарантирующей равенство прав и свобод и запрещающей любые ограничения, -- уверяет юрист Виталий Хонихоев.

Что окажется решающим фактором в решении судьбы работника: гарантированное Конституцией право на труд или распоряжение чиновников Минздрава, пока не известно. На днях судья Советского районного суда Светлана Васильева из-за пятнадцатиминутного опоздания юриста приняла решение оставить дело вовсе без рассмотрения. На ее решение не повлиял тот факт, что незначительное опоздание вызвано трудностями передвижения по городу инвалида -- на слушание с другого конца города приехала лично председатель фонда «Общество без барьеров» Эржена Будаева. Судья отчитала инвалида в коляске за опоздание и заявила, что «не обязана их тут ждать». Таким образом, теперь дело затягивается на неопределенный срок. А работодатель снова находится на перепутье -- выполнять предписание прокуратуры или дождаться окончания всех судов. Виталий Хонихоев настроен решительно. Если даже защитить право на труд в здешних судах не удастся, он намерен обращаться в суд Страсбургский.

Пора менять менталитет \\

Председатель РОФ «Общество без барьеров» Эржена Будаева считает вопрос -- работать или нет инвалиду -- философским:

-- Кто может решать, работать человеку или нет? Большинству инвалидов удобнее получать пенсии, льготы и ничего не делать. Пользоваться благами государства, ничего не давая взамен. Таким образом, мы растим иждивенцев и потребителей. Но у инвалидов-трудоголиков есть такой девиз: «Нетрудоспособен только труп». Тем более, когда речь идет о том, что работа не просто способ заработка, но и смысл жизни.

В качестве примеров Эржена Будаева приводит известных гениев, которые, несмотря на серьезные проблемы со здоровьем, работали до последнего дня своей жизни:

-- Представим себе Стивена Хоккинга. У него работает один палец. Он в данном случае тоже был бы отстранен от работы. Но какой гениальный ум! А Островский? А Рузвельт? А наша бурятская писательница Раиса Белоглазова?

Общество инвалидов и правозащитник Виталий Хонихоев уверены -- пора менять российское законодательство, и первый шаг к этому уже сделан. Дмитрий Медведев подписал распоряжение «О подписании Конвенции о правах инвалидов».

-- В случае ратификации Конвенции ООН наше государство возьмет на себя обязанности по пересмотру отношения ко всем сферам жизнедеятельности инвалидов. Будет проведена «ревизия» всей законодательной базы на предмет соответствия Конвенции. И здесь вопросов немало, == говорит Эржена Будаева.

Работа -- это жизнь\\

А пока суд да дело, Антонида Агбановна вынуждена жить в тревожном ожидании. Ведь потерять работу для нее равносильно смерти. Всю свою жизнь Антонида Мункуева работала очень активно. 30 лет она отработала в лингвистической гимназии, из которых 15 была директором учебного заведения. Это человек, который ни дня не просидел без дела. Теперь страх оказаться не у дел отразился на здоровье. Повысилось давление, появилась бессонница, значительно выросло количество сахара в крови.

-- Работа -- это жизнь. Есть категория людей, которых называют трудоголики. Для нас труд -- то, без чего мы жить не можем. Получается, меня хотят уволить ради моего здоровья, против моей воли. А я говорю: это мой выбор как свободного гражданина. Позвольте мне самой судить, что мне делать. Я выбрала труд как реабилитацию, как возможность быть полезной людям. Я люблю свою работу, я хочу и могу работать! -- говорит Антонида Мункуева.

Василиса Шишкина, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.