В Бурятии заработал «коровий кредит»

Малоимущие получают скот в обмен на приплод
A- A+
«Калмыцкий опыт», о котором немало говорили в Бурятии, надо распространять в республике в массовом порядке. К такому правильному выводу пришли в правительстве Бурятии. \\

Прокуратура закрывала глаза \\

Напомним, что «калмыцкий опыт» заключается в том, что сельчанин получает от государства в пользование сельскохозяйственных животных. Через некоторое время получатель отдает долг государству явившимся приплодом. А первоначальные головы скота остаются у него в хозяйстве навсегда. Это свого рода безденежный кредит. В Калмыкии этот метод позволил сделать рывок в развитии овцеводства.

С небольшими вариациями, перспективное дело разворачивается и в Бурятии.

В прошлом году в Иволгинском районе был осуществлен «пилотный проект». Из поголовья КРС, которое содержится в хозяйствах, подведомственных министерству социальной защиты, 20 малоимущим семьям было выделено по одной корове.

Между получателями коров и республикой были подписаны контракты, по которым стороны взяли на себя определенные обязательства. Как говорят чиновники, заключение контракта дисциплинирует людей, подталкивает их на поиск выхода из трудной жизненной ситуации. Побуждает не опускать руки и проявлять активность.

Из двадцати иволгинцев, участвовавших в «пилотном проекте», трое открыли свое дело, девять человек полностью подняли свои подворья и тоже собираются стать индивидуальными предпринимателями. Остальные, воспрянув духом, устроились на работу. В жизни этих семей произошел перелом в лучшую сторону.

В нынешнем году предполагается предоставить коров уже 321 бедной семье в разных районах республики. Для этого в республиканском бюджете предусмотрено 6,3 млн рублей.

С расширением масштабов применения «калмыцкого опыта» возникла необходимость законодательно утвердить его. «Когда эксперимент был, прокуратура глаза закрывала, -- пояснил президент Наговицын. -- Мы же предоставляем, по сути говоря, бюджетные деньги в пользование на бесплатной основе. Для этого нужен закон». По этому поводу в правительстве разработан законопроект «О социальной помощи в РБ на условиях социального контракта».

Быками отдавать нельзя \\\

«Коровий кредит» от родной республики смогут получить малоимущие семьи и малоимущие, одиноко проживающие граждане, имеющие доход ниже прожиточного минимума.

Гражданин будет обязан вернуть равноценный приплод тому учреждению социальной защиты, у которого он получил исходную корову. «Это должна быть телка в возрасте двух лет, как минимум», -- уточняют в минсоцзащиты РБ. -- Все последующие приплоды являются собственностью граждан».

Однако в рамках проекта появились сугубо сельскохозяйственные нюансы, прогнозировать которые невозможно. А что делать, если корова приносит одних бычков? «Пилотный проект» в Иволге дал ответ на этот вопрос.

У 20 коров, выданных 20 семьям, родилось 11 телят: 5 бычков и 6 телочек. Граждане, кому не повезло с мужским родом парнокопытных, обращались к односельчанам и меняли своих бычков на телочек. Далее успешно расплачивались ими с государством. Правда, при обмене к бычку приходилось добавлять партию сена. Внутри этой команды, таким образом, существовали достаточно сложные товарные взаимоотношения. Но все равно это выгоднее, чем нищенствовать и голодать

В свою очередь, приплод, который вернулся в руки республики, идет по второму кругу -- используется для выдачи следующим очередным малоимущим, которые захотели участвовать в данной программе. Форма контракта, порядок выдачи коровы, приема приплода и другие моменты будут утверждены правительством республики, как только закон пройдет через Народный Хурал. Учитывая значимость вопроса, можно не сомневаться, что парламент одобрит новинку.

«Коровий контракт» -- это активная форма социальной помощи малоимущим гражданам. Смущает только порог участия граждан в этом интересном деле. Из законопроекта получается, что человек, который превысил прожиточный минимум, допустим, на пять-десять рублей, уже не может претендовать на получение «живого кредита». Он должен обнищать «тютелька в тютельку». И тогда пожалуйста.

Почему за пороговую цифру принят прожиточный минимум, не совсем понятно. Наверное жизненная философия бурятских чиновников не позволяет им здесь поддерживать тех, у кого доход хоть на рубль выше прожиточного минимума.

Петр Санжиев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.