Улан-Удэ под страхом большого взрыва

Прокуратура спрашивает за боеприпасы с президента Бурятии
A- A+
Государственная власть внезапно вспомнила о проблеме чуть ли не вековой давности. И угрозе, поистине смертельной, нависшей над Улан-Удэ. Стратегические военные склады близ столицы стали предметом интереса прокуратуры Бурятии. В начале недели оттуда на имя Вячеслава Наговицына было направлено официальное представление. \\

Арсенал стал частью города \\

В документе говорится о том, что «прокуратура проверила места размещения арсеналов, баз, складов вооружения и взрывоопасных предметов. В результате установлено, что властями не принимаются достаточные меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций, защите населения». В итоге сотрудники прокуратуры установили, что около пятидесяти тысяч жителей пригорода Улан-Удэ живут на взрывоопасной территории.

Более подробно об этих территориях в прокуратуре рассказать отказались, сославшись на то, что эта информация закрытая. Хотя некоторые жители Улан-Удэ догадываются, что речь, скорее всего, идет о поселке Тальцы.

Так, в 2007 году наша газета уже обращала внимание на эту проблему, в частности мы писали: «Там на громадной территории располагается арсенал №... Главного ракетно-артиллерийского управления Минобороны России. Это настоящий подземный город с десятками складов, с боеприпасами, своим автомобильным и железнодорожным транспортом. Для понимания масштаба сооружения можно добавить, что внутри, под землей, несколько десятков километров автодорог».

И далее:

-- «Согласно всех мыслимым законам такого, рода арсенал должен находиться за пределами Улан-Удэ, и долгое время так оно и было. Тальцы располагались как минимум рядом с Улан-Удэ, и этого хватало для формального выполнения инструкций. Но столица Бурятии, как любой город, имеет свойство расстраиваться, что и произошло: Тальцы давно стали его частью, географической, по крайней мере. И в Минобороны, и в гражданских ведомствах есть документы, в которых сообщается, что в случае взрывов радиус разлета снарядов захватит две трети территории Улан-Удэ».

Нынешнее представление прокуратуры в адрес президента Бурятии собственно подтверждает опасность, о которой писал «Номер один» четыре года назад. И даже указывает на 50 тысяч населения, живущего в ежедневной опасности.

Но в прокуратуре отказались сообщить о том, что сможет сделать президент Бурятии с Министерством обороны, которое является собственником объектов. Выселять жителей опасных районов никто не будет, даже если кто и хотел бы, денег на это давать никто не спешит. Остается лишь вывезти снаряды за пределы населенных пунктов, что тоже совсем недешево, учитывая требования безопасности.


Минобороны не спешит на помощь \\

Однако еще четыре года назад тогдашний Главный специалист 2-го Управления администрации президента Бурятии Василий Емельянов, курирующий вопросы взаимодействия с органами военного управления, рассказывал корреспонденту нашей
газеты: «Проблема такая есть, и она остается. Существует большая переписка, как с правительством России, так и с Минобороны по арсеналу возле Тальцов.
Леонидом Потаповым неоднократно ставился вопрос о переносе данного арсенала. Но что нам отвечало Министерство обороны РФ? Если Республика Бурятия найдет 2,8 миллиарда рублей из местного бюджета и 800 гектаров земли для переноса арсенала, то Минобороны готово заняться этой проблемой. Письмо с такой формулировкой от 18 августа 2003 году подписал замминистра обороны генерал-полковник А. Московский».

Действующих лиц той истории уже нет во власти. Зато склады в Тальцах, которые прокуратура не упоминает, исходя из ведомственных правил, никуда не делись.

К тому же начавшаяся в Улан-Удэ, на полигоне Сосновый Бор, с 20 апреля утилизация артиллерийских снарядов (возможно, именно с Тальцов) калибра 122 миллиметра, изготовленных в 40--50 годах прошлого столетия, приостановлена. Вообще, планировалось до 1 декабря 2011 года утилизировать свыше шести тысяч тонн снарядов. Но специальная комиссия, которую возглавлял заместитель командующего войсками Восточного военного округа генерал-лейтенант Олег Миленин, провела повторную, контрольную проверку площадок для утилизации боеприпасов на предмет соблюдения техники безопасности при проведении взрывных работ. После которой с начала лета утилизация не возобновилась.

«Номер один» не удалось получить комментарии по решению проблемы у республиканских властей. В администрации президента сообщили, что о представлении прокуратуры им пока не известно. Но представление отправлено, и в течение месяца от администрации Вячеслава Наговицына должен поступить ответ о том, как планируется  решать проблему. Но оговоримся еще раз, объект является собственностью военных. А Министерство обороны России проблемы республики зачастую не сильно волнуют, как уже выяснилось однажды, на примере поселка Джида.

Владимир Сергеев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.