Битва за 1,5 миллиарда

Почему потенциально самый богатый район Бурятии продолжает быть бедным
A- A+
Кризис в руководстве Иволгинского района, официально начавшийся еще несколько лет назад в кафе, вместо того, чтобы идти на спад, все набирает обороты. Теперь он перешел на новый уровень. Речь идет об отмене права жителей выбирать главу своего района, инициированную, судя по всему, заместителем председателя Народного Хурала Цыденжапом Батуевым. За что «сражаются» сельские политики? //

Сити-менеджеру -- быть //

На минувшей неделе в райцентре прошел показательный спектакль, под названием «общественное обсуждение инициативы по отмене прямых выборов главы района». Как уже сообщал «Номер один», обсуждение закончилось грандиозным скандалом, по итогам которого несколько членов счетной комиссии отказались подписывать протоколы голосования. Чуть позже депутаты райсовета, несмотря на мощнейшее народное недовольство, а также не совсем чистые, с точки зрения закона, обстоятельства проведения реформы, все же приняли решение о введении поста сити-менеджера в районе.

В прокуратуре района, куда мы обратились за комментариями по этому поводу, нам сообщили, что на данное решение депутатов никто не жаловался, поэтому ведомство не проводило проверки. Это заявление, видимо, следует понимать так, что если жалобы будут -- проверка не заставит себя ждать. И наверняка вскоре заявления с протестами последуют.

Неужели инициаторы реформы настолько уверены в своей победе, что пренебрегают элементарной предосторожностью? Ведь разумнее было бы дождаться, пока не утихнет шум вокруг Иволги, пока все не позабудется и в прессе не перестанут обсуждать эту злосчастную драку в кафе. И только через пару лет вновь вспомнить «о благе народном», которое «непременно наступит» с отменой прямых выборов главы.

Но нет, инициаторы максимально форсировали это решение, чтобы успеть с затеей с сити-менеджером еще до опубликования даты очередных выборов. Кому-то явно хочется законсервировать существующий статус-кво в иволгинской политике. Чтобы уже нынешний состав райсовета депутатов избрал будущего главу района, а тот, в свою очередь, помог депутатам на следующих выборах.

За что боролись //

Здесь надо вспомнить о том, что глава района имеет очень широкие полномочия при отведении участков под дачные поселки. После прихода к власти в районе Александра Цыденова в Иволгинском районе головокружительными темпами выросло число новых дачных некоммерческих товариществ. Их количество уже приближается к восьмидесяти единицам. Площади этих поселков варьируются от полутора до 163 гектаров с числом участков от 8--12 до восьмисот.

За один участок в десять соток дачник должен выложить около 150 тысяч рублей, что значительно ниже рыночной стоимости земли в той же местности. После получения «дачи» граждане, пройдя ряд бюрократических процедур, приватизируют участки и становятся полноценными собственниками. Но вся эта процедура тесно связана с решениями главы района.

По приблизительным подсчетам, число участков на территории восьмидесяти ДНТ в Иволгинском районе превышает десять тысяч. Общая сумма, которую выплачивают «дачники», вырастает в астрономическую для районного бюджета цифру в полтора миллиарда рублей. Но все эти громадные деньги распределяются в обход бюджета района -- председателями ДНТ, фактически назначаемыми руководством района. Таким образом, место главы Иволгинского района -- это не только довольно скромный муниципальный бюджет, но и огромные земельные ресурсы в пригородном районе, которыми фактически единолично распоряжается первое лицо районной власти.

Богатство и нищета района \\

Часть денег идет (по идее) на развитие инфраструктуры поселков -- строительство дорог, подведение электричества, воды и т.д. А часть -- на оплату труда руководства ДНТ. Наблюдая, какими темпами идет (а точнее, не идет) строительство дорог к новым поселениям, становится понятно, что на развитие инфраструктуры идет далеко не самая большая часть денег дачников. Куда деваются все остальное -- понятно без слов.

На создании ДНТ завязаны очень большие деньги, и здесь присутствуют интересы не только главы района, но и всех приближенных к нему лиц. Полтора миллиарда -- это та сумма, ради которой, по-видимому, можно побороться, несмотря ни на какой шум и протесты.

С другой стороны, если бы все было сделано прозрачно и земли проданы официально, пусть по цене в 150 тысяч, то все могло обернуться по-другому. Это значит полтора миллиарда дополнительных доходов в районный бюджет, из которых часть могла бы пойти на инфраструктуру новых поселений, другая часть на строительство детских садов и другие социальные нужды, на которые денег катастрофически не хватает.

Но все эти деньги оседают непонятно где. Если что и развивается из-за них, так это политическая активность жителей района, которую, впрочем, решено в дальнейшем игнорировать.

Иволгинская олигократия \\

Ситуация усугубляется тем, что в Иволге нет единого центра силы -- все руководство поделено на примерно равные группы интересов, которые ожесточенно борются друг с другом за перенаправление этих миллионных и миллиардных финансовых потоков. По древнегреческому философу Аристотелю, такое политическое устройство называется олигократией.

Если вспомнить ближайшую историю, бурные политические страсти сотрясали район задолго до пришествия к районному рулю Александра Цыденова. Иволгинские выборы несколько раз приводили к совершенно непредсказуемым последствиям. В частности, в 2004 году после выборов район погрузился в системный политический кризис, когда здесь царило фактическое двоевластие. Противоборствующие стороны в итоге были разогнаны республиканским правительством и назначены новые выборы, с новыми кандидатами. Несмотря на пристальное внимание первых лиц Бурятии, район на повторных выборах в 2005 году вновь раскололся на два непримиримых лагеря (один из которых, к слову, возглавлял зампред Хурала Цыденжап Батуев). Стороны погрязли в судах, власть в районе едва не была парализована вновь. Ситуацию тогда вновь «разрулили» республиканские чиновники. Но ненадолго -- просидев около года в должности, победитель тех выборов -- Владислав Иванов -- ушел работать руководителем Арбитражного суда Бурятии. Выборы, на которых победил Александр Цыденов, обошлись без большой «войны». Тогда район, видимо, устал от бесконечных политических скандалов, и страсти быстро улеглись. Впрочем, методы управления, выбранные Александром Цыденовым, начали вызывать серьезное недовольство у многих районных персон. Подспудный конфликт вылился в знаменитую драку в кафе «Жили-были».

Памятуя о непредсказуемости иволгинских политических раскладов, инициаторы отмены прямых выборов и делают столь резкий шаг, фактически наплевав на мнение большинства жителей народа.

Владимир Сергеев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.