Если ласточка «жрет» как лошадь

Поговорим о том, что влияет на рост аппетита вашей ласточки и как его можно умерить не в ущерб разгонной динамике. Если вас смутит обилие технических подробностей, которые могут показаться излишне интимными, имейте в виду, что это намеренно. Мелочей в деле приведения расхода в норму, увы, нет, и дело это непростое. Но стоящее.
A- A+
Поговорим о том, что влияет на рост аппетита вашей ласточки и как его можно умерить не в ущерб разгонной динамике. Если вас смутит обилие технических подробностей, которые могут показаться излишне интимными, имейте в виду, что это намеренно. Мелочей в деле приведения расхода в норму, увы, нет, и дело это непростое. Но стоящее.

Как узнать расход

Способ 1. Залить до полного бака, обнулить счетчик пробега, ездить, пока топлива не останется мало. Снова заправить машину до полного бака и посмотреть цифру на одометре (например, у автора было 570 км). Взять чек с АЗС - там указано точное количество залитого горючего. Эту цифру (например, 51,850 л) умножаем на 100 километров и делим на пробег. 51850:570=9,096 литров. Это и есть средний и - весьма приблизительный расход. При езде по городу он будет изрядно завышен, поскольку машина не раз и не два заводилась и тратила топливо на прогрев двигателя.

Способ 2. Залить до полного бака, обнулить счетчик пробега, отъехать от заправки 5 км, вернуться - чтобы общий пробег был 10 км. Долить, долитое количество топлива умножить на 10. Тоже неточный способ, поскольку аппетит машины сильно зависит от интенсивности трафика во время этой поездки, а колонка могла вам и недолить горючки. Наиболее точный способ - это проехать сразу, не останавливаясь и не глуша мотор, 100 км и заправиться до полного бака на той же заправке. Количество топлива, которое войдет, и есть расход на сотню. Неточность колонки влияет меньше при большем объеме заправки.

Способы типа ездить на 10 литрах, пока не встанешь, рекомендовать не станем - ибо езда на парах чревата смертью бензонасоса.
Кстати, не стоит верить, что у вашей машины и у соседской расход должен быть идентичным. Даже если он владеет точно такой моделью, того же года, с тем же мотором и коробкой. Манера езды, износ двигателя и всего автомобиля - разные. И этого достаточно, чтобы расход отличался на литр, а то и больше.

Неисправности повышают аппетит

Существует 33 причины повышенного расхода горючего. Среди причин повышенного «жора» на первое место можно поставить банальные вещи типа засоренного воздушного фильтра (воздуха вследствие этого поступает мало), топливного фильтра (поступает маловато самого топлива, и «мозги» делают топливо-воздушную смесь богаче), изношенные свечи зажигания, грязные инжекторы (льют больше, чем надо), протекающие прокладки… Даже приспущенные колеса заметно увеличивают расход (приводят цифру – 9 % на каждые пол-атмосферы ниже нормы).

Сам двигатель, изношенный у старых машин, может «жрать» при пониженной компрессии, при неправильно отрегулированном зажигании, не отрегулированных зазорах клапанов и/или проблемах с карбюратором. Вообще, при снижении мощности двигателя по различным причинам машина начинает тянуть хуже, и водитель интуитивно прибавляет газку. Скорость движения практически остается такой же, как и ранее, а вот топлива в цилиндры поступает и улетает в атмосферу намного больше.

Более свежие машины - с электронным впрыском топлива -- часто страдают от неисправностей электрического плана. Это касается большинства автомобилей, поэтому немного углубимся. Сколько впрыскивать горючего для создания оптимальной именно на данный момент смеси, решает компьютер вашей машины. Он опирается на показания датчиков. Поэтому стоит вкратце познакомиться с каждым.

Датчик температуры охлаждающей жидкости. Он расположен рядом с термостатом и крайне важен для стабильной и экономной работы двигателя, по нему компьютер рассчитывает то количество топлива, которое необходимо двигателю при данной температуре. Если датчик температуры «говорит» компьютеру при полностью прогретом двигателе, что тот еще холодный, топлива будет поступать в цилиндры больше. Такое бывает при неисправности самого датчика температуры, неисправности термостата, завоздушенности системы охлаждения и неисправности радиатора. При этом коробка-автомат не будет переключаться на высшую передачу, машина будет тащиться на пониженной и пожирать горючее.

Следующий маленький герой нашего романа - это датчик кислорода, он же лямбда-зонд. Стоит в выпускной системе и по выхлопным газам определяет количество кислорода в топливо-воздушной смеси (после ее сгорания). Тоже подает свой голос на компьютер, который - если показания лямбды того требуют - увеличивает подачу горючки. В случае смерти кислородного датчика компьютер берет средние расчеты - что повышает «жор». При его исправности на расход будет влиять и возможный подсос воздуха в выпускном коллекторе перед датчиком кислорода. Датчик кислорода «воспринимает» этот лишний воздух как бедную смесь и автоматически добавляет топливо. Этот нюанс мало кто знает. Хотя подсос воздуха в любом месте повышает расход горючего.

Датчик положения дроссельной заслонки, он же TPS, может быть причиной повышенных оборотов холостого хода, неправильного угла опережения зажигания, неустойчивой работы двигателя на холостом ходу и неправильного состава топливо-воздушной смеси. Поэтому TPS должен быть правильно выставлен. Для этого вам нужен сервис, который имеет хороший сканер, умеет им пользоваться и вследствие чего успешно занимается электронными блоками двигателя.

На повышенный расход может влиять и клапан холостого хода - потому что из-за его неправильной работы будут повышены обороты на всем диапазоне. Следует знать правильные обороты холостого хода для своей машины - на «японцах» эта цифра напечатана на табличке с внутренней стороны капота. Или в книжке-мануале.

Прочие причины

Ближний свет фар увеличивает расход примерно на 5 %, дальний на 10 %. Температура охлаждающей жидкости ниже расчетной - то есть езда на непрогретом двигателе увеличивает расход до 20 %.

Перетянутые подшипники ступиц колес затрудняют движение и повышают «жор» - у российских машин, у которых предусмотрено регулирование оных. У всех автомобилей повышает аппетит не отрегулированный сход-развал или затянутый ручник.

Груз на борту увеличивает потребление топлива (есть данные, что 100 кг груза прибавляют примерно 10 % у небольшого автомобиля). Багажник на крыше -- пустой или тем более полный -- увеличивает расход, так же как и прицеп. Но прицеп больше, конечно.

Еще сильнее на расход топлива влияет манера езды. Рваная, спортивная, агрессивная езда, обилие разгонов и непредусмотрительность водителя (малый опыт или обычная бесталанность) могут прибавлять и 10, и 30 % к расходу горючки.

Употребление плохого топлива повышает аппетит машины. Экономия на дешевом бензине или соляре - миф. Ремонт, к коему дрянное горючее приводит, еще дороже. Движение при встречном ветре и по покрытию с низким коэффициентом сцепления тоже увеличивают аппетит. Это зависит от силы ветра, аэродинамичности кузова и степени рыхлости песка, снега или того, что вы там бороздите, соответственно.

Как можно увидеть из всего вышесказанного, вопрос сокращения расхода топлива непрост, и подходить к его решению надо комплексно.

Ольга Кокорина, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.