Обсуждение для одобрения
Круглый стол по проблеме новых образовательных стандартов прошел тихо и мирно
Председательствовал на круглом столе сам мэр столицы Бурятии Геннадий Айдаев. Это подчеркивало особую важность мероприятия. Однако при этом обсуждение получилось «пустым», словно оно проводилось исключительно для галочки. Теперь официально в Улан-Удэ новые образовательные стандарты одобрены: есть протокол, который отправят в Москву. Возможно, у нас стандарты начнут внедряться уже самое ближайшее время. \\
Паника и спокойствие \\
Министерство образования России, столкнувшись со шквалом критики в адрес запланированных к введению образовательных стандартов, объявило о необходимости их общенародного обсуждения. И, действительно, обсуждения начались. Причем власти всех уровней и руководители всех школ подошли к теме с бюрократическим старанием -- собрания на эту тему прошли почти во всех школах, тому свидетельством масса соответствующих протоколов.
Ведущим финального обсуждения выступил не кто иной, как сам мэр города Геннадий Айдаев. Открыл он мероприятие с замечания о том, что образовательный стандарт вызвал бурное обсуждение в обществе и даже некоторую панику, потому проблема требует всестороннего обсуждения.
-- Кого мы все-таки воспитываем -- человека физически развитого, но не знающего ни Пушкина, ни Есенина, ни другого писателя, которого мы изучали? «Ивана, не помнящего своего родства», который не знает истории? -- задался вопросом мэр города
Однако на самом «круглом столе» никакой паники не было. Напротив, все было чинно и благородно. Председатель Комитета по образованию Светлана Трифонова объяснила, что многие вопросы у граждан возникли от неведения:
-- Сегодня мы должны обратить внимание на то, что паника, которая сегодня существует в наших коллективах, -- это оттого, что еще не все учителя посмотрели эти проекты. Или посмотрели однобоко. Ведь еще ничего не принято. Еще два месяца будут идти обсуждения. Но все равно что-то новое, какая-то реформа будет. Мы с вами это прекрасно знаем.
Школа не дает знаний \\
По словам Светланы Трифоновой, одна треть учащихся школ России учится в экстернате. То есть они свободно посещают школу и при этом «сидят» на репетиторстве.
-- При тех 36 часах, которые у нас есть сейчас, дети вынуждены заниматься дополнительно. Давайте согласимся, что наши дети ходят к репетиторам. Потому что уровень базовой школьной программы не дает тех знаний, которые нужны при поступлении в вуз, -- заметила Светлана Васильевна.
По логике чиновника, новые стандарты позволят уйти от такой системы, и детям больше не придется идти к репетиторам, потому что, когда не нужно будет изучать «лишние» предметы, появится дополнительное время для более подробного изучения профильных.
-- Если принимаются эти образовательные стандарты, то число предметов сократится почти вдвое. Освободившееся время старшеклассник может потратить на подготовку в вуз, -- считает Светлана Трифонова.
Заместитель министра образования и науки Бурятии Александр Бочеев также начал свое выступление с того, что общественное недовольство вызвано тем, что люди не разобрались должным образом в вопросе, выступив с резкой критикой в сторону журналистов, непрофессионально освещающих данную проблему:
-- Видно, с какой агрессивностью корреспондентами материал преподносится. Я всегда журналистам говорю: давайте не будем торопиться, надо изучить, посмотреть, -- заявил Александр Бочеев.
Общество разделилось \\
Чиновник констатировал, что общество разделилось на две части. Одни говорят, что новый стандарт развалит систему образования. Вторые считают, что новый стандарт -- это «прорыв, который приготовит выпускника к жизни в современном обществе». При этом в первом лагере, по мнению работника министерства образования, в большинстве люди незнакомые с документом:
-- Я считаю, что инициаторами переполоха стали те, кто не читал документ. Документ сложный, сложно написанный, но надо разобраться. Министр образования России не подпишет документ, пока не будет ясного, толкового понятия в обществе. Сейчас идет обсуждение на уровне всей страны. Одно из заседаний Координационного совета состоится в июле у нас в республике. Стандарты разрабатываются не в тиши кабинетов и не только одними учеными, -- заверил чиновник.
На «круглом столе» в мэрии собрались, видимо, только те люди, которые документы читали очень внимательно и все в них поняли, поэтому выступлений «против» и не было. И даже конструктивной критики не прозвучало. Приглашенные на мероприятие директора и завучи школ, родители и даже школьники на все лады расхваливали новый стандарт, хотя большей частью звучали лишь общие, дежурные фразы.
Единичные критические замечания и те прозвучали как-то вскользь. К примеру, не всем родителям понятно, как сдавать ЕГЭ, если теперь почти все предметы станут по выбору, а обязательный перечень предметов, по которым дети должны сдать на ЕГЭ, остается прежним. Но самый главный вопрос -- материальная база школ. Как признался Александр Бочеев, в Бурятии перейти на новый стандарт для старшей школы на сегодня готовы не более 10 % школ -- именно у такого количества учебных заведений в достаточной степени подготовлена материально-техническая база.
Тем не менее, двумя руками за новые стандарты выступили все присутствующие. И даже ученики школ слились в едином порыве с учителями и директорами. Причем дети говорили взрослыми, будто отрепетированными фразами.
«К счастью я уже закончу школу» \\
Но детскую непосредственность никуда не денешь. Десятиклассник школы № 56 Семен Пархаев после долгого выступления о том, как он рад новым стандартам, в конце своей торжественной речи все-таки добавил от себя: «К счастью, я лично с этим не столкнусь, но я желаю удачи всем тем, кто столкнется с этой системой. Я надеюсь, что это им пойдет на пользу», -- искренно пожелал подросток под общий смех в зале.
Ложку дегтя в бочку меда внес разве что директор гимназии № 14 Евгений Миронов, задав вопрос чиновнику из министерства образования:
-- Будут три уровня изучения -- интегрированный, базовый и профильный. Но у нас на сегодняшний день, в условиях подушевой системы финансирования, мы не можем делить фонд оплаты труда на все эти ступени. Каждый класс придется делить на три группы, теперь же не смогут все в одном классе заниматься. У всех будут разные часы и программы, каким образом будет все это финансироваться, организовываться? -- задал вопрос директор гимназии.
Но, казалось бы, этот важный и принципиальный вопрос от человека, которому придется в будущем внедрять этот стандарт, так и не нашел своего ответа. Его просто обещали взять «на заметку». После выступления Миронова миролюбивому настрою мероприятия уже, слава богу, никто не мешал. Картина общего единения снова воссоздалась.
«В общем-то все за»\\
Осталось только удивляться -- о какой панике столько говорили наши чиновники, если вся общественность выступает строго «за» стандарты? Не удивительно ли то, что кроме как от директора гимназии № 14 Миронова не прозвучало ни слова критики? Что в Улан-Удэ не нашлось не то что принципиального противника, но и просто человека, предлагающего конструктивную критику?
Ситуация комичная, учитывая то, что на самом деле очень и очень бурные обсуждения происходит сейчас внутри едва ли не каждой школы нашей республики. А какие жаркие дискуссии разворачиваются на учительском сайте www.profistart.ru!
Как представляется, критически настроенных представителей общественности или просто-напросто не пригласили, или поставили в самом конце списка выступающих и они так и не успели высказать свою точку зрения.
В целом вывод двухчасового «обсуждения» проблемы таков: «подняли шум из ничего агрессивные корреспонденты, несведущие учителя и паникеры родители, никогда не державшие в руках проекта». А на самом деле несогласных, оказывается, и нет. Прекрасное умиротворяющее резюме всему происходящему сделал мэр города: «В общем-то, все за!».
Василиса Шишкина, «Номер один».
Паника и спокойствие \\
Министерство образования России, столкнувшись со шквалом критики в адрес запланированных к введению образовательных стандартов, объявило о необходимости их общенародного обсуждения. И, действительно, обсуждения начались. Причем власти всех уровней и руководители всех школ подошли к теме с бюрократическим старанием -- собрания на эту тему прошли почти во всех школах, тому свидетельством масса соответствующих протоколов.
Ведущим финального обсуждения выступил не кто иной, как сам мэр города Геннадий Айдаев. Открыл он мероприятие с замечания о том, что образовательный стандарт вызвал бурное обсуждение в обществе и даже некоторую панику, потому проблема требует всестороннего обсуждения.
-- Кого мы все-таки воспитываем -- человека физически развитого, но не знающего ни Пушкина, ни Есенина, ни другого писателя, которого мы изучали? «Ивана, не помнящего своего родства», который не знает истории? -- задался вопросом мэр города
Однако на самом «круглом столе» никакой паники не было. Напротив, все было чинно и благородно. Председатель Комитета по образованию Светлана Трифонова объяснила, что многие вопросы у граждан возникли от неведения:
-- Сегодня мы должны обратить внимание на то, что паника, которая сегодня существует в наших коллективах, -- это оттого, что еще не все учителя посмотрели эти проекты. Или посмотрели однобоко. Ведь еще ничего не принято. Еще два месяца будут идти обсуждения. Но все равно что-то новое, какая-то реформа будет. Мы с вами это прекрасно знаем.
Школа не дает знаний \\
По словам Светланы Трифоновой, одна треть учащихся школ России учится в экстернате. То есть они свободно посещают школу и при этом «сидят» на репетиторстве.
-- При тех 36 часах, которые у нас есть сейчас, дети вынуждены заниматься дополнительно. Давайте согласимся, что наши дети ходят к репетиторам. Потому что уровень базовой школьной программы не дает тех знаний, которые нужны при поступлении в вуз, -- заметила Светлана Васильевна.
По логике чиновника, новые стандарты позволят уйти от такой системы, и детям больше не придется идти к репетиторам, потому что, когда не нужно будет изучать «лишние» предметы, появится дополнительное время для более подробного изучения профильных.
-- Если принимаются эти образовательные стандарты, то число предметов сократится почти вдвое. Освободившееся время старшеклассник может потратить на подготовку в вуз, -- считает Светлана Трифонова.
Заместитель министра образования и науки Бурятии Александр Бочеев также начал свое выступление с того, что общественное недовольство вызвано тем, что люди не разобрались должным образом в вопросе, выступив с резкой критикой в сторону журналистов, непрофессионально освещающих данную проблему:
-- Видно, с какой агрессивностью корреспондентами материал преподносится. Я всегда журналистам говорю: давайте не будем торопиться, надо изучить, посмотреть, -- заявил Александр Бочеев.
Общество разделилось \\
Чиновник констатировал, что общество разделилось на две части. Одни говорят, что новый стандарт развалит систему образования. Вторые считают, что новый стандарт -- это «прорыв, который приготовит выпускника к жизни в современном обществе». При этом в первом лагере, по мнению работника министерства образования, в большинстве люди незнакомые с документом:
-- Я считаю, что инициаторами переполоха стали те, кто не читал документ. Документ сложный, сложно написанный, но надо разобраться. Министр образования России не подпишет документ, пока не будет ясного, толкового понятия в обществе. Сейчас идет обсуждение на уровне всей страны. Одно из заседаний Координационного совета состоится в июле у нас в республике. Стандарты разрабатываются не в тиши кабинетов и не только одними учеными, -- заверил чиновник.
На «круглом столе» в мэрии собрались, видимо, только те люди, которые документы читали очень внимательно и все в них поняли, поэтому выступлений «против» и не было. И даже конструктивной критики не прозвучало. Приглашенные на мероприятие директора и завучи школ, родители и даже школьники на все лады расхваливали новый стандарт, хотя большей частью звучали лишь общие, дежурные фразы.
Единичные критические замечания и те прозвучали как-то вскользь. К примеру, не всем родителям понятно, как сдавать ЕГЭ, если теперь почти все предметы станут по выбору, а обязательный перечень предметов, по которым дети должны сдать на ЕГЭ, остается прежним. Но самый главный вопрос -- материальная база школ. Как признался Александр Бочеев, в Бурятии перейти на новый стандарт для старшей школы на сегодня готовы не более 10 % школ -- именно у такого количества учебных заведений в достаточной степени подготовлена материально-техническая база.
Тем не менее, двумя руками за новые стандарты выступили все присутствующие. И даже ученики школ слились в едином порыве с учителями и директорами. Причем дети говорили взрослыми, будто отрепетированными фразами.
«К счастью я уже закончу школу» \\
Но детскую непосредственность никуда не денешь. Десятиклассник школы № 56 Семен Пархаев после долгого выступления о том, как он рад новым стандартам, в конце своей торжественной речи все-таки добавил от себя: «К счастью, я лично с этим не столкнусь, но я желаю удачи всем тем, кто столкнется с этой системой. Я надеюсь, что это им пойдет на пользу», -- искренно пожелал подросток под общий смех в зале.
Ложку дегтя в бочку меда внес разве что директор гимназии № 14 Евгений Миронов, задав вопрос чиновнику из министерства образования:
-- Будут три уровня изучения -- интегрированный, базовый и профильный. Но у нас на сегодняшний день, в условиях подушевой системы финансирования, мы не можем делить фонд оплаты труда на все эти ступени. Каждый класс придется делить на три группы, теперь же не смогут все в одном классе заниматься. У всех будут разные часы и программы, каким образом будет все это финансироваться, организовываться? -- задал вопрос директор гимназии.
Но, казалось бы, этот важный и принципиальный вопрос от человека, которому придется в будущем внедрять этот стандарт, так и не нашел своего ответа. Его просто обещали взять «на заметку». После выступления Миронова миролюбивому настрою мероприятия уже, слава богу, никто не мешал. Картина общего единения снова воссоздалась.
«В общем-то все за»\\
Осталось только удивляться -- о какой панике столько говорили наши чиновники, если вся общественность выступает строго «за» стандарты? Не удивительно ли то, что кроме как от директора гимназии № 14 Миронова не прозвучало ни слова критики? Что в Улан-Удэ не нашлось не то что принципиального противника, но и просто человека, предлагающего конструктивную критику?
Ситуация комичная, учитывая то, что на самом деле очень и очень бурные обсуждения происходит сейчас внутри едва ли не каждой школы нашей республики. А какие жаркие дискуссии разворачиваются на учительском сайте www.profistart.ru!
Как представляется, критически настроенных представителей общественности или просто-напросто не пригласили, или поставили в самом конце списка выступающих и они так и не успели высказать свою точку зрения.
В целом вывод двухчасового «обсуждения» проблемы таков: «подняли шум из ничего агрессивные корреспонденты, несведущие учителя и паникеры родители, никогда не державшие в руках проекта». А на самом деле несогласных, оказывается, и нет. Прекрасное умиротворяющее резюме всему происходящему сделал мэр города: «В общем-то, все за!».
Василиса Шишкина, «Номер один».