Гламурный Сурхарбан
Как главный национальный спортивный праздник превратился в шоу второсортных эстрадных звезд
Как главный национальный спортивный праздник превратился в шоу второсортных эстрадных звезд
Второй год подряд Сурхарбан, издавна объединявший всю республику, проходит на новом Центральном стадионе. Загнанный на искусственное поле из резины, под палящим солнцем без признаков тени и комфорта, народный фестиваль стал напоминать рядовое спортивное мероприятие. И, похоже, так же стремительно он потеряет всякую зрелищность, как уже потерял изначальную национальную концепцию, близость к природе и дух свободы.
Если бы не бесплатное выступление гостей Сурхарбана - монгольской фолк-бэнд-группы «Домог» и поп-группы из Москвы «23:45», то интерес к мероприятию был бы нулевым.
Не комфортно
«Благодаря» деятельности некоторых чиновников Сурхарбан на неопределенное время потерял свою исконную площадку - Республиканский ипподром, где можно было проводить все виды соревнований в одном месте.
Сейчас же, чтобы посмотреть конные скачки, надо ехать в соседний район - Иволгинский, где на вотчине Хамбо ламы Дамбы Аюшеева соревнуются лошади бурятской породы. Обычно буддийский иерарх со свитой наблюдает за скачками с кузова грузовика. Все остальные вынуждены стоять по колено в пыли на обочине и напрягать глаза поверх голов других зрителей.
Остальные виды спорта: бурятская борьба, стрельба из лука, состязания силачей-гиревиков и мастеров бурятских шахмат «шатар» проходят одновременно на поле Центрального стадиона. При этом голоса комментаторов на стадионе сливаются в один сплошной гул. Очень трудно понять, кто и с кем соревнуется, кто побеждает, а кто проигрывает. И вообще, кто все эти люди?
Отметим, что хороший стадион должен иметь крышу-козырек хотя бы над центральной трибуной, как это было на ипподроме. Но Центральный стадион, видимо, в такую категорию не входит. Если утром легкий ветерок спасал зрителей, то к обеду солнце стало напекать. По этой же причине большой экран безбожно отсвечивал и становился бесполезным для зрителей на боковой трибуне.
Кризис жанра
Несмотря на довольно солидную историю (первый Сурхарбан в Верхнеудинске прошел в 1924 году), не каждый житель Бурятии сможет внятно объяснить его смысл. Что такое суры, из чего делают бурятский лук, зачем исполняют танец орла борцы, как играть в шахматы-шатар.
В переводе с бурятского языка «Сурхарбан» означает «стрельба в сур» -- мишень из кожаного мешочка. Вначале на Сурхарбане чествовали духов – хозяев священных местностей и предков рода. После удачной облавной охоты устраивались состязания по стрельбе из лука, борцовские поединки, а скакуны проверялись на резвость и выносливость. Потом он приобрел дополнительную функцию военного смотра, отбора воинов для дружин ханов и нойонов.
В советское время традиционное летнее «шоу физкультурников» в Бурятии немного разбавлялось национальным колоритом. И только в районах и деревнях традиции соблюдались полностью.
Но в последние пять лет на волне возрождения бурятских видов спорта республиканское мероприятие стало национальным, а значит, перестало быть светским.
В 2007 году Сурхарбан вернул себе колорит – борцы повязали кушаки, надели бурятские сапоги и шапку, а лучники стали выступать в национальных халатах и использовать только бурятский лук. Инициаторами возвращения праздника к традициям стали историк бурятского спорта Владимир Фомин и заслуженный тренер России по вольной борьбе Валерий Сыдеев.
Но никто не мог предположить, что у Сурхарбана появятся сильные конкуренты. Итигэловские игры (Эрын Гурбан Наадан), проходящие каждый год в Иволгинском районе, посвящены феномену Нетленного тела Хамбо ламы Итигэлова и включают в себя точно такой же набор спортивных дисциплин.
Благодаря хорошей организации состязания привлекают спонсоров и влиятельных гостей. Например, на прошлых Играх в Иволгинском дацане была практически вся правящая элита республики во главе с Вячеславом Наговицыным и Матвеем Гершевичем.
Ламы построили свой стадион, организовали торговлю и питание. Все рядом, и национального колорита хоть отбавляй. За несколько лет «Эрын Гурбан Наадан» стали спортивным хитом, который посещает очень много людей, гораздо больше, чем Сурхарбан.
Так что возникает очень резонный вопрос, а зачем нам праздники-клоны?
Борьба за зрителя
В этом году, чтобы повысить уровень соперничества, организаторы подняли призовые. Победители в абсолютном зачете стали богаче на 200000 рублей.
Абсолютным чемпионом по национальной борьбе стал Батор Гармаев из Мухоршибирского района. Заветный пояс чемпиона и солидный денежный приз Батор получил из рук отца Ильи Санжиевича, легендарного бурятского борца. Напомним, за годы проведения Сурхарбанов больше всех в «абсолютке» добыл именно Илья Гармаев.
- Барилдааны выходят на поединок в синих или красных борцовских трусах шуудаках, завязанных сверху кушаках «буhэ» соответствующего цвета. На ногах мягкие бурятские сапоги – гутулы. Танец орла традиционно интерпретируется как полет мифической птицы Гаруды – сакрального небесного персонажа. После поединка побежденный должен пройти под поднятой правой рукой победителя в знак того, что он признает свое поражение, – объясняет особенности бухэ барилдаан Владимир Фомин.
Самым метким стрелком из национального лука стал улан-удэнец Чимит Норбоев, а Тудуп Аюржанов из Кижингинского района показал класс среди ветеранов.
Стрельба из лука по сурам заметно отличается от своего спортивного аналога. Во-первых, сам лук делается народными умельцами и состоит из роговых колец. Сегодня в целях популяризации лук переделывают из спортивного. Во-вторых, мишенями являются «суры», кожаные мешочки с шерстью. 12 сур в ряд лежат на кону. Задача лучника -- выбить их за пределы площадки. В центре ряда ставится палочка - «ласти», выбивание ее дает 3 балла, двух соседних сур – два, остальные – одно. Особый колорит соревнованиям придают национальные костюмы, в которых выступают лучники.
- Бурятский лук с натянутой тетивой как две капли воды похож на те, которые рисуют в книжках о русских богатырях. А натянуть его не так просто, – говорит московский журналист Сергей.
В конных скачках первым к финишу пришел наездник из Джидинского района Сергей Корнев. А в бурятских шахматах «шатар» первенство праздновал опытнейший Олег Бадмацыренов. Напомню, правила шатар отличаются от международных шахмат. Например, по-другому ходят пешки и ферзь, нет рокировки, для мата и шаха совсем другие условия.
Силачи соревновались в поднятии гирь в шести весовых категориях. Прошлогодний успех повторил заиграевец Андрей Рассадин. В отличие от борцов, стрелков и наездников чемпионы гиревого спорта и шахмат-шатар получили лишь по 25 тысяч рублей.
Чемпионами по результатам общего зачета стали закаменцы.
Леонид Григорьев, «Номер один».
Второй год подряд Сурхарбан, издавна объединявший всю республику, проходит на новом Центральном стадионе. Загнанный на искусственное поле из резины, под палящим солнцем без признаков тени и комфорта, народный фестиваль стал напоминать рядовое спортивное мероприятие. И, похоже, так же стремительно он потеряет всякую зрелищность, как уже потерял изначальную национальную концепцию, близость к природе и дух свободы.
Если бы не бесплатное выступление гостей Сурхарбана - монгольской фолк-бэнд-группы «Домог» и поп-группы из Москвы «23:45», то интерес к мероприятию был бы нулевым.
Не комфортно
«Благодаря» деятельности некоторых чиновников Сурхарбан на неопределенное время потерял свою исконную площадку - Республиканский ипподром, где можно было проводить все виды соревнований в одном месте.
Сейчас же, чтобы посмотреть конные скачки, надо ехать в соседний район - Иволгинский, где на вотчине Хамбо ламы Дамбы Аюшеева соревнуются лошади бурятской породы. Обычно буддийский иерарх со свитой наблюдает за скачками с кузова грузовика. Все остальные вынуждены стоять по колено в пыли на обочине и напрягать глаза поверх голов других зрителей.
Остальные виды спорта: бурятская борьба, стрельба из лука, состязания силачей-гиревиков и мастеров бурятских шахмат «шатар» проходят одновременно на поле Центрального стадиона. При этом голоса комментаторов на стадионе сливаются в один сплошной гул. Очень трудно понять, кто и с кем соревнуется, кто побеждает, а кто проигрывает. И вообще, кто все эти люди?
Отметим, что хороший стадион должен иметь крышу-козырек хотя бы над центральной трибуной, как это было на ипподроме. Но Центральный стадион, видимо, в такую категорию не входит. Если утром легкий ветерок спасал зрителей, то к обеду солнце стало напекать. По этой же причине большой экран безбожно отсвечивал и становился бесполезным для зрителей на боковой трибуне.
Кризис жанра
Несмотря на довольно солидную историю (первый Сурхарбан в Верхнеудинске прошел в 1924 году), не каждый житель Бурятии сможет внятно объяснить его смысл. Что такое суры, из чего делают бурятский лук, зачем исполняют танец орла борцы, как играть в шахматы-шатар.
В переводе с бурятского языка «Сурхарбан» означает «стрельба в сур» -- мишень из кожаного мешочка. Вначале на Сурхарбане чествовали духов – хозяев священных местностей и предков рода. После удачной облавной охоты устраивались состязания по стрельбе из лука, борцовские поединки, а скакуны проверялись на резвость и выносливость. Потом он приобрел дополнительную функцию военного смотра, отбора воинов для дружин ханов и нойонов.
В советское время традиционное летнее «шоу физкультурников» в Бурятии немного разбавлялось национальным колоритом. И только в районах и деревнях традиции соблюдались полностью.
Но в последние пять лет на волне возрождения бурятских видов спорта республиканское мероприятие стало национальным, а значит, перестало быть светским.
В 2007 году Сурхарбан вернул себе колорит – борцы повязали кушаки, надели бурятские сапоги и шапку, а лучники стали выступать в национальных халатах и использовать только бурятский лук. Инициаторами возвращения праздника к традициям стали историк бурятского спорта Владимир Фомин и заслуженный тренер России по вольной борьбе Валерий Сыдеев.
Но никто не мог предположить, что у Сурхарбана появятся сильные конкуренты. Итигэловские игры (Эрын Гурбан Наадан), проходящие каждый год в Иволгинском районе, посвящены феномену Нетленного тела Хамбо ламы Итигэлова и включают в себя точно такой же набор спортивных дисциплин.
Благодаря хорошей организации состязания привлекают спонсоров и влиятельных гостей. Например, на прошлых Играх в Иволгинском дацане была практически вся правящая элита республики во главе с Вячеславом Наговицыным и Матвеем Гершевичем.
Ламы построили свой стадион, организовали торговлю и питание. Все рядом, и национального колорита хоть отбавляй. За несколько лет «Эрын Гурбан Наадан» стали спортивным хитом, который посещает очень много людей, гораздо больше, чем Сурхарбан.
Так что возникает очень резонный вопрос, а зачем нам праздники-клоны?
Борьба за зрителя
В этом году, чтобы повысить уровень соперничества, организаторы подняли призовые. Победители в абсолютном зачете стали богаче на 200000 рублей.
Абсолютным чемпионом по национальной борьбе стал Батор Гармаев из Мухоршибирского района. Заветный пояс чемпиона и солидный денежный приз Батор получил из рук отца Ильи Санжиевича, легендарного бурятского борца. Напомним, за годы проведения Сурхарбанов больше всех в «абсолютке» добыл именно Илья Гармаев.
- Барилдааны выходят на поединок в синих или красных борцовских трусах шуудаках, завязанных сверху кушаках «буhэ» соответствующего цвета. На ногах мягкие бурятские сапоги – гутулы. Танец орла традиционно интерпретируется как полет мифической птицы Гаруды – сакрального небесного персонажа. После поединка побежденный должен пройти под поднятой правой рукой победителя в знак того, что он признает свое поражение, – объясняет особенности бухэ барилдаан Владимир Фомин.
Самым метким стрелком из национального лука стал улан-удэнец Чимит Норбоев, а Тудуп Аюржанов из Кижингинского района показал класс среди ветеранов.
Стрельба из лука по сурам заметно отличается от своего спортивного аналога. Во-первых, сам лук делается народными умельцами и состоит из роговых колец. Сегодня в целях популяризации лук переделывают из спортивного. Во-вторых, мишенями являются «суры», кожаные мешочки с шерстью. 12 сур в ряд лежат на кону. Задача лучника -- выбить их за пределы площадки. В центре ряда ставится палочка - «ласти», выбивание ее дает 3 балла, двух соседних сур – два, остальные – одно. Особый колорит соревнованиям придают национальные костюмы, в которых выступают лучники.
- Бурятский лук с натянутой тетивой как две капли воды похож на те, которые рисуют в книжках о русских богатырях. А натянуть его не так просто, – говорит московский журналист Сергей.
В конных скачках первым к финишу пришел наездник из Джидинского района Сергей Корнев. А в бурятских шахматах «шатар» первенство праздновал опытнейший Олег Бадмацыренов. Напомню, правила шатар отличаются от международных шахмат. Например, по-другому ходят пешки и ферзь, нет рокировки, для мата и шаха совсем другие условия.
Силачи соревновались в поднятии гирь в шести весовых категориях. Прошлогодний успех повторил заиграевец Андрей Рассадин. В отличие от борцов, стрелков и наездников чемпионы гиревого спорта и шахмат-шатар получили лишь по 25 тысяч рублей.
Чемпионами по результатам общего зачета стали закаменцы.
Леонид Григорьев, «Номер один».