«Эталонный» обман

Добросовестных плательщиков преследуют коллекторы за несуществующие долги
A- A+
Добросовестных плательщиков преследуют коллекторы за несуществующие долги

Жители дома № 4 по улице Лимонова одними из первых стали получать зловещие письма от коллекторов. С них буквально «выбивают» долги за некие «старые» долги по коммуналке. Несмотря на наличие квитанций, доказывать свою правоту людям приходится в судах. При этом часто и в судах ситуация складывается не в пользу людей.

«Письма счастья»  

«Требование о погашении задолженности до вынесения судебного решения» - так называются письма, которые были подброшены под двери буквально всем жителям этого дома. Антонина Павловна Ахминеева, получив уведомление о задолженности, очень удивилась. В письме агентство «Юристъ» сообщает о наличии у пенсионерки долга за оказание услуг управляющей организации «Эталон-С», образовавшегося в 2010 году. Антонина Павловна все коммунальные платежи всегда вносит в срок, она уверена, что никакой задолженности у нее просто быть не может.

- Почему я должна платить какой-то незнакомой организации? А главное, за что? – говорит Антонина Павловна. - У меня есть все квитанции, никаких долгов я никогда не допускала!

Такие «письма счастья», судя по всему, вскоре поступят многим жителям окрестностей, которых обслуживает организация «Эталон-С». Для «удобства» жителей к письму прикреплена готовая напечатанная платежка от имени адресата. В каждом из писем «должникам» настоятельно просят срочно «до суда оплатить долг», иначе, мол, пеняйте на себя.

Все немалые судебные расходы (порядка 6-7 тысяч рублей) коллекторы угрожают переложить на пенсионеров. Большинство жителей сначала проигнорировали письма, просто выкинув их. Однако впоследствии всем без исключения стали приходить одна за другой судебные повестки. И не явиться на этот суд нельзя. Это равносильно тому, что непонятно откуда взявшийся долг заплатить придется, ведь суд удовлетворит требования коллекторов. Да еще и, действительно, как бы не пришлось отдать сумму гораздо большую, чем обозначена в письме.

Бег на месте  

Сейчас пенсионеры и другие жители по очереди ходят в суд и пытаются доказать, что они ничего не должны. Однако сделать это оказалось не так-то просто. Даже официальный документ – квитанции - не помогают.

- Я в суд принес квитанции все свои, – говорит Юрий Фролов, - попросили откопировать, все проверили. Но все равно говорят – платить надо. Задаю один и тот же вопрос: «За что платить-то конкретно?» Мне никто не отвечает. Даже за какой именно месяц я якобы задолжал, никто не говорит - это тайна, что ли? Разбирался-разбирался в суде – толку нет. Прихожу домой – снова письмо, опять, мол, платите, а то хуже будет. Что вообще происходит?

Другой жительнице дома, Альбине Филипповне Сахаровой, от всего происходящего стало плохо. Она инвалид по сердечному заболеванию. Но и ей приходится бегать по судам с кипой квитанций.

- Директор нашей управляющей организации Сергей Супоня нас не принял, к юристам нас не пускают. Посмотрели только в кассе и подтвердили, что долгов у меня нет. Теперь говорят, ходите в суд и там доказывайте, что не должны. Три раза не приду – высчитают эти деньги с пенсии. А почему я должна что-то доказывать? – возмущается пенсионерка.

Безусловно, для тех, у кого действительно нет долгов, задача намного упростилась бы, если бы им управляющая организация предоставила справки о том, что они долгов за такой-то период не имеют. Но и в этом людям почему-то отказывают.
- Многие из соседей и я тоже, ходили в «Эталон-С», только на словах говорят, что «да, долгов нет у вас», но справок об отсутствии задолженности нам не дают, - говорит Антонина Ахминеева.

«Я не я, корова не моя»

Мы обратились за разъяснением в организацию, занимающуюся обслуживанием данного дома, и получили странный ответ. Юрист Иван Климов пояснил, что ныне работающее предприятие ООО «Эталон-С» к существовавшей два года назад управляющей организации ООО «УО Эталон-С» никакого отношения не имеет, и поэтому отвечать за дела другой компании они не могут.
- Раньше была управляющая организация «Эталон-С». Потом в 2010 году была проведена процедура банкротства, и мы сейчас являемся ООО «Эталон-С», - говорит юрист. - И поэтому как мы можем нести ответственность за другую, старую организацию?
По словам Ивана Климова, дебиторскую задолженность населения на определенную сумму бывшая управляющая организация действительно передала пресловутому коллекторскому агентству «Юристъ». А за то, что при этом в разряд должников попали и добросовестные плательщики, нынешняя фирма «Эталон-С» не отвечает.

- Люди к нам приходят, спрашивают, должны мы, не должны. Но мы обслуживаем их дома с апреля 2010 года. Таким образом, например, за 2009, часть 2010 года мы не можем посмотреть и сказать, есть или нет задолженность. Теперь другой собственник, другие лицевые счета, другая бухгалтерия. Все началось с нуля, - сообщил «Номер один» наш собеседник.
На самом деле, то, что «новая» организация по обслуживанию населения мало отличается от «старой» управляющей организации, понятно каждому. Те же руководители, бухгалтеры, прочие работники, адрес, даже название, - все точь-в-точь, как было. Сменилась только вывеска. Для кого-то это удобная юридическая лазейка, чтобы уйти от долгов. Вот только для простых жителей все это выливается в весьма неудобную ситуацию.

Что делать?  

Юрист Виталий Хонихоев сталкивается с такими нарушениями прав граждан часто.

- Люди не знают законов, а мошенники, пользуясь этим, легко открывают и закрывают новые конторы по надувательству, – говорит он.

В его практике не раз бывали случаи, когда долги (существующие или выдуманные) по коммунальным платежам и кредитам продавались коллекторам. Такая передача долгов - вне закона.

- При продаже долгов управляющая организация обязана была заручиться согласием потребителей перед передачей долгов коллекторам, а этого тут не произошло, - поясняет Виталий Хонихоев.

Плюс ко всему прочему существует постановление Конституционного суда, которое в судах также трактуется в пользу потребителя. Согласно которому передача долгов потребителей коллекторам или иным лицам – вне закона.

- Как делают мошенники – открывают жилищно-коммунальное предприятие и 3 года собирают деньги – в том числе и за капитальный ремонт, делать который не собираются. Через 3 года они продают свою базу данных по потребителям, делая их всех должниками, а сами делаются банкротами, забирая все деньги. И снова создают управляющую организацию на том же самом месте. Тем самым к ним нельзя предъявить никаких претензий - «мы же совершенно другая организация», а вот потребители вынуждены платить даже за то, за что они уже платили, - подытоживает юрист.

Общественная организация «Народный контроль», руководителем которой является Виталий Хонихоев, готова помочь не только словом, но и делом. Они согласились защитить права жителей дома № 4 по ул. Лимонова, причем бескорыстно.
Остается вопрос - сколько всего домов в городе уже завалены такими же угрожающими письмами и сколько денег уже «заработали» из-за неосведомленности горожан предприимчивые коллекторы.

Кроме того, очень важно пресечь такую практику на корню. Для этого сферу коммунальных услуг необходимо брать под контроль.

- Контроль нужен, чтобы не открывались такие подставные фирмы с теми же самыми директорами и бухгалтерами. Чтобы люди, ответственные за это, были привлечены к ответственности, – говорит Виталий Хонихоев.

Василиса Шишкина, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.