Повернуть «Селенгу» вспять

Вячеслав Наговицын дал поручение возродить профессиональный футбол.
A- A+
Вячеслав Наговицын дал поручение возродить профессиональный футбол.

Глава республики поручил Владиславу Бумбошкину внести предложения по поддержке улан-удэнского футбольного клуба «Селенга». Клуб должен уже в этом году принять участие во 2-й лиге чемпионата России по футболу. Учитывая сложное отношение президента Бурятии к большому футболу и своеобразную экономику этого вида спорта в России, заявление крайне рискованное.

- Надо подать заявку, чтобы попасть в график проведения игр. Народ просит, любителей футбола у нас более чем достаточно. Мы построили хороший стадион, он не должен пустовать. В Бурятию будут приезжать футбольные команды из других регионов, пусть наши мальчишки ходят, смотрят и учатся, - сказал Вячеслав Наговицын.

Желание президента обустроить в Бурятии профессиональную футбольную команду тем более удивительно, что ранее Вячеслав Наговицын несколько раз заявлял о невозможности подобного. Содержание профессионального клуба, тем более в провинциальном регионе, дело крайне затратное. По силам это лишь крупным корпорациям и очень богатым регионам.

А применительно к Бурятии можно с уверенностью сказать, что у новой «Селенги» не будет строки в республиканском бюджете. Можно, конечно, направить деньги «на развитие футбола» и отдать «Селенге», но это чревато. Ибо футбольный клуб - это частное юридические лицо, и надо сильно постараться над попыткой финансирования коммерческого проекта. Да, так делают в Томске и в десятках других городов, где есть футбол. Но риски предъявления «нецелевого расходования бюджетных средств» в адрес главы региона велики. В России уже есть и посадки и отставки крупных чиновников из-за поддержки спортивных проектов подобным образом. Есть такой прецедент и в Бурятии. Один из командиров воинских частей в Улан-Удэ получил реальный срок за хищение, которое выражалось в финансировании войсковой футбольной команды по приказу вышестоящего генерала.

Есть другой путь, более цивилизованный, но не менее простой. В Бурятии, к примеру, появляется компания-спонсор способная платить от 50 миллионов рублей и до бесконечности в год, в зависимости от болельщицких амбиций, за желание иметь большой футбол в регионе. Если не хватит одной компании, можно формировать пул спонсоров. Но это вопрос политической воли. Потому что надо садить за стол переговоров самый крупный бизнес в Бурятии и уговаривать вложиттся в команду. Это вопрос доверия, дальнейшего менеджмента и гарантий. Ведь крупный бизнес согласится отдавать деньги под кого-то конкретно. Кроме собственно, Вячеслава Наговицына, имени другого нет.

В свою очередь, в Бурятии вообще нет менеджеров, способных делать футбольные проекты. Собирать команду, тренировать и возить ее на матчи, возможно, умеем. Делать из команды бренд, эффективно работать со спонсорами и рекламой, с клубной инфраструктурой, с болельщиками - нет. Потому что опыта нет.  

Это проект, сопоставимый по конструкции с туристской экономической зоной и корпорацией развития Забайкалья. По степени договоренностей, по сложности переговоров и рискам. Причем проект абсолютно убыточный. Нет в России даже намека на прибыльные провинциальные клубы.    

И вот на этом фоне Вячеслав Наговицын сделал такое заявление. Мотивы его понятны. Во-первых, новый стадион действительно достоин профессионального футбольного клуба, а болельщики Бурятии заслужили видеть большую игру. Кроме того, амбициозный спортивный проект никогда еще не мешал любому руководителю подобного уровня.

Осталось только выяснить степень серьезности заявления президента. Если Вячеслав Наговицын сможет правильно оценить риски и запустить реанимацию «Селенги», то нас всех ждет увлекательное зрелище - реализация спортивного проекта на ровном месте, с нуля. И только воспоминания о прошлом славной советской футбольной «Селенги» будут всем подмогой.

Виктор Золотарев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.