Буддийская философия в немецкой опере

11 и 12 октября на сцене Бурятского государственного театра оперы и балета состоялась премьера оперы Рихарда Вагнера «Летучий голландец».
A- A+
11 и 12 октября на сцене Бурятского государственного театра оперы и балета состоялась премьера оперы Рихарда Вагнера «Летучий голландец».

Состав команды, которая работала над постановкой, получился интернациональным: режиссер-постановщик Ханс–Иоахим Фрай (Германия), дирижер Илмар Лапиньш (Иркутск), художник-постановщик Мария Вольская (Москва), помимо солистов, хора и миманс бурятского театра, в опере принял участие и солист Мариинского театра Вадим Кравец.

Ханс-Иоахим Фрай – режиссер, директор Дрезденского оперного бала, организатор конкурса Competizione dell`opera. В опере «Летучий голландец» Фрай старался сделать акцент в постановке только на музыке, звуке, голосах, поэтому оформление получилось довольно лаконичным. Опера началась с туманной завесы, за которой не было видно, что происходит на сцене. Затем взору зрителей предстал хор.
«Учить эту оперу довольно сложно, - говорит Дарима Линховоин, главный концертмейстер театра. - Вообще вагнеровский язык понять сложно ввиду того, что вселенский. Он многогранный, глубокий, в нем много пластов. Его надо не только понять, его надо прочувствовать. Но наши ребята молодцы. Они выучили оперу на немецком языке за короткий срок. Как вы видели, никто им не суфлирует, не подсказывает. В актерском плане наши ребята не совсем в рабочей форме, но господин Фрай относился к этому терпеливо. И на сегодня есть результат».

Сам Ханс-Иоахим Фрай сравнивает подготовку оперы со спортом: «Мы тренировались как спортсмены, совместная работа была очень тесной, каждый день по 7-8 часов. И я считаю, что мы победили. Я горд тем, что получилось. Понравились Аюна Базаргуруева, Бадма Гомбожапов, а также монгольский баритон Намхай Мунхзул. Они точно смогут выступать на мировой сцене».

Того же мнения и приглашенные гости. Аюну Базаргуруеву очень высоко оценила президент Берлинского общества им. Рихарда Вагнера Ангелика Фессманн, которая специально была приглашена на премьеру в Бурятию: «Сенсационно! Я никогда еще не слышала такой Сенты, и у Аюны Базаргуруевой непременно должна быть мировая карьера».

В опере Вагнера многие находят буддийскую философию, когда человек, испытывая искреннее сострадание и любовь, отдает свою жизнь ради другого человека.

«Это глубоко романтическая опера, в которой отражена идея жертвенной любви, - говорит Дарима Линховоин. - В оригинале Сента (главная героиня) ради голландца бросается в море. Ханс-Иоахим Фрай же сделал иначе: в конце голландец и Сента рука об руку уходят в море, возможно, в другую жизнь. Насколько актуальна такая любовь сейчас? Сейчас люди достаточно прагматичны, и духовные вопросы отошли на задний план».

Вообще-то, предлагаемой мной версии прочтения этой оперы Вагнера было бы логичнее дать название «Сента» - по имени ее главной героини. Эта прекрасная девушка, немножко странная, импульсивная, интровертированная, живущая мечтой, но она способна на сильное чувство в реальной жизни и бескомпромиссна в своей верности как мечте о любви, так и самой любви, когда она к ней приходит. Может показаться, что Сента – идеал для любого мужчины. Но как раз-то и нет – во всамделишной жизни. Оказывается, что среди реально окружающих ее мужчин только призрак достоин настоящей любви своей ответной, непреходящей верностью.

В Бурятском театре оперы и балета отмечают, что постановка оперы «Летучий голландец» - это новый шаг в развитии театра, попытка активного освоения немецкой музыкальной культуры, иного эстетического пространства, открытие мира великих композиторских и театральных идей Вагнера.

Соня Матвеева, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.