Дорогое удовольствие

Морихиро Ивата рассказал о своей миссии в театре оперы и балета, семье и планах
A- A+
Морихиро Ивата рассказал о своей миссии в театре оперы и балета, семье и планах

«Театр оперы и балета - это центр искусства. Опера и балет - это одни из самых дорогих и зрелищных направлений искусства, это дорогое удовольствие», - считает Морихиро Ивата, такой подход он планирует внедрить в системе бурятского театра.

Новый балетмейстер бурятского академического театра оперы и балета производит очень приятное впечатление. И не столько из-за вежливых манер - привлекают, скорее, простота и открытость этого человека. Иностранец в нем проявляется, пожалуй, только в акценте. Морихито Ивата даже шутит по-свойски: «Ну и как вам опера («Летучий голландец»)? Сколько времени шла? Наверное, спали, да?».

«В Россию я приехал в 1990 году на стажировку в Московское хореографическое училище, - рассказывает Морихиро Ивата. – А вообще, балетом я занимаюсь с 9 лет. Моим первым педагогом был отец. Бывший артист балета, он учился у русского педагога Алексея Варламова, который приезжал в Японию. Отец очень любит русский балет, так же как и я. Мои любимые артисты были русскими. Я пересмотрел множество видео про русский балет и мечтал побывать в России. Мне почему-то не были интересны французский, английский и прочие балеты.

И в 1989 году мне дали возможность приехать учиться в Россию. Тогда это был Советский Союз, известный своим закрытым режимом. Было сложно получить визу. Мне ее не давали несколько месяцев. Но в конце года, 1 января 1990 года, я все-таки получил визу».

Приехав в Россию, Морихиро Ивата 1,5 года стажировался в училище. Затем работал в государственном театре «Русский балет» под руководством Вячеслава Гордеева. Там же познакомился со своей будущей женой Ольгой. А в 1995 году он стал стажером Большого театра. Проработал Морихиро Ивата в Большом театре 17 лет.

«Иностранцам в то время в Большом театре нельзя было работать, - вспоминает японский балетмейстер. – Однако страна изменилась, и театры перешли к контрактной системе. Получается, я первый иностранец в истории Большого театра, который работал в нем. Первое время я был единственным иностранцем в Большом театре. Сегодня же там работают и кореянка, бразильянка, один американец. Но иностранных артистов все же мало, да это и неудивительно. Русская балетная школа - самая сильная, и приглашать артистов из других стран – это, конечно, глупости».

Морихиро Ивата по любви к России, похоже, обходит самих россиян.

Предложение работать в Бурятском академическом театре оперы и балета пришлось кстати: Морихиро в прошлом сезоне завершил свою карьеру солиста и как раз обдумывал перспективы работы в качестве балетмейстера.
«Честно говоря, я очень хотел начать карьеру балетмейстера, - говорит Морихиро Ивата. – Бурятия – это, конечно, далековато от Москвы, где у меня осталась семья. В этом плане тяжело. Но здесь есть пространство для творчества, есть определенные задумки и планы, и мне хочется реализовать здесь многое. К тому же высокие технологии, такие как скайп, позволяют сокращать расстояния. Мы с женой, детьми каждый день общаемся. Но я все равно, конечно, скучаю по ним. Вопрос с семьей еще не решен. Их переезд в Улан-Удэ сейчас невозможен, так как дети еще учатся. Старшая Маша также занимается хореографией, выпускница, сейчас она готовится к экзамену. Младшая Алиса поет в хоре».

Приехав в Бурятию, Морихиро Ивата познакомился с труппой, участвовал в репетициях и подготовке «Красавицы Ангары» и был удивлен хорошим уровнем местных артистов: «Я в восторге! Не ожидал, что здесь такие хорошие артисты работают. Очень достойная труппа, но надо работать больше.

Сразу скажу о проблеме театра. Здесь небольшой репертуар, мало выходов, из-за чего артисты не всегда находятся в рабочей форме и пока еще не раскрыты. Однако отношение к работе хорошее, они работоспособные. Поэтому в ближайшее время мы будем работать над повышением качества спектаклей и увеличением их количества. Причем, репертуар должен расширяться за счет классических постановок. Классика – это основа, фундамент любого театра балета. Мы не должны идти по пути развлечений. Мы все-таки несем ответственность пред людьми за искусство.

Планирую также отправлять молодых артистов на конкурсы, приглашать звезд. Да, в Большом театре очень хорошо поставлена система, там каждый человек в театре – профессионал. Действует жесткая дисциплина. Здесь же театр только открылся после реконструкции, поэтому все практически с нуля. Однако директор движется в правильном направлении, постепенно вовлекая в работу новых людей. Театр постепенно обретает форму, но работать надо много».
Стиля руководства, как считает Морихиро Ивата, у него пока нет: «Многие мне советовали в отношениях с артистами держать их на расстоянии, но я этого пока не чувствую и не умею. У меня такой характер, я, например, обращаюсь на «ты», и проще отношусь к людям, но в плане дисциплины и работы я не допускаю товарищеского подхода».

Первая работа, которую Морихиро Ивата планирует поставить на сцене оперного, – балет «Дон Кихот». По мнению балетмейстера, это очень хороший выбор: «Дон Кихот» - это один из ведущих спектаклей классического балета. Красивая постановка, с юмором, местами драматическими моментами, прекрасной техникой. Дорогая постановка не только по оформлению, но и по содержанию. «Дон Кихот» могут смотреть и профессионалы, и непрофессионалы, и взрослые, и дети. Потрясающий спектакль!».

Премьера первой работы Морихиро Ивата в стенах Бурятского театра оперы и балета состоится весной 2013 года.

Соня Матвеева, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.