Изгнание зеленого змия

Семья православного священника борется с повальным пьянством обетами и бесплатными лекциями
A- A+
Семья православного священника борется с повальным пьянством обетами и бесплатными лекциями

Общество анонимных алкоголиков, психокодирование, старая добрая «торпеда» - каких только методов не придумано на сегодняшний день для избавления от пагубной привычки. Однако, как выяснилось, в Бурятии существует еще один не менее популярный метод борьбы с алкоголизмом – все больше и больше улан-удэнцев и жителей республики принимают в православных храмах обет трезвости.

Жизнь без страха  

В Улан-Удэ такой работой занимаются в храме Пророка Божия Илии. Отец Георгий и матушка Татьяна делают, кажется, невозможное – учат жить трезво. При храме работает специальная «Школа трезвения», пройдя через которую, каждый решает сам – будет ли он вести прежний образ жизни, или перейдет к трезвому образу жизни, примет обет трезвости.

- Обет трезвости – это одна из проверенных форм церковной практики помощи зависимым людям в преодолении пьянства. Обетная форма существовала в православии издревле, - объясняет Татьяна Иванова.  

К примеру, у верующего человека заболел ребенок. Родители молят Бога о том, чтобы он ниспослал им исцеление, и обещают: «Если ребенок станет здоров, то построю храм». На Руси было немало построено таких «обетных» храмов. Другие верующие давали обет (обещание), что сходят пешком в паломничество в Троицкую Лавру. По истечении определенного срока люди действительно благодарили Бога за то, что он выполнил их горячее желание, их просьбу. Срок обета каждый выбирает сам – месяц, год, вся жизнь. По словам матушки Татьяны, выбирают люди чаще кратковременные обеты, и только потом, подготовившись, решаются на более длительные периоды. Немало улан-удэнцев выбирают абсолютно трезвую жизнь навсегда.

- Вот кодирование у нарколога целиком основано на страхе смерти: выпьешь – станешь инвалидом или умрешь. И как показывает печальная практика, страх мало кого держит, потому что в постоянном страхе жить нельзя. Это противоестественно, – говорит Татьяна Иванова.

Кстати и сама матушка приняла обет трезвости на всю жизнь. Она считает не честным учить других избавляться от вредной привычки и одновременно самой (хоть и изредка) позволять себе пригубить вино.

Улан-удэнцы не знают, ради чего жить  

Перед принятием обета священники рекомендуют пройти через школу трезвения, которая работает тут же при храме. Если кто-то думает, что тут вам будут цитировать священное писание и заставлять молиться, то ошибется. На занятиях, которые ведет Татьяна Иванова, применяется популярный метод нарколога Шичко, раскрываются все стороны алкогольной зависимости, начиная от того, как формируется проалкогольное сознание, рассматривается проблема со стороны истории, политики, традиций. Но основной упор, большая часть занятий посвящена ключевому вопросу – внутренним причинам алкогольной зависимости.

- Они четко указаны в основах социальной концепции русской православной церкви. Там так и сказано, что основная причина бегства многих наших соотечественников в царство алкогольных и наркотических иллюзий – это духовная опустошенность, потеря смысла жизни и размытость нравственных ориентиров, - рассказывает Татьяна Иванова.  

Известный австрийский психиатр Виктор Франкл считает, что 90 % алкоголиков и 100 % наркоманов не имеют смысла жизни.

- Смысл жизни – цель, которая мобилизует человека, если хотите, даже на всю жизнь. Цель – душа любого дела. Если человек не знает цели дела, то для него оно не будет интересно, и достижение результата в этом деле не будет приносить ему никакой радости. Если цель понятна, тогда он будет стараться, а, достигнув воплощения цели, будет счастлив.  

На занятиях выясняется, что исследования австрийского психиатра целиком совпадают с нашими бурятскими реалиями. Всех, кто приходит за помощью в Школу трезвения, действительно объединяет одно и то же – у них отсутствует смысл жизни. Получить образование, завести семью, купить квартиру и машину - это, по словам Татьяны Ивановой, лишь промежуточные цели. Речь идет о смысле всей жизни:

- Как показывает практика, мужчина к 30 годам, а женщина чуть позже, осознают, что смысла жизни не знают, – говорит Татьяна Иванова.

Офисные служащие в группе риска  

Давным-давно устарело понятие, что алкоголики – люди опустившиеся, безработные, небогатые. Сегодня уровень жизни таких людей неплохой.

- Человек, как правило, ходит на работу. И даже ездит на своей машине. У него есть жена, дети. Но он уже алкоголик. И если не остановится, то потеряет все. Есть такое понятие – «алкоголизм белых воротничков». Или офисный, менеджерский алкоголизм. Не секрет, что даже в правительстве у нас есть люди зависимые, - говорит Татьяна Иванова.

Офисные служащие – наиболее частые посетители Школы трезвения при Храме. Немало сложностей у преподаватели возникает из-за того, что большинство даже из тех, кто приходят сюда за помощью, осознают, с чем они имеют дело. Кто-то уверен, что уж он-то умеет контролировать свое желание выпить и чуть-чуть то ему можно. Другие считают, что по прошествии какого-то срока, «передышки» они смогут вновь употреблять спиртное, но уже «по-культурному». Все это не более чем заблуждения:

- Алкоголь – легальный наркотик. Из-за того, что употребление его широко распространено в обществе, алкоголики не признают существования проблемы, мол, все же пьют. Хотя наркоманы знают, что, раз они употребляют героин, значит, они наркоманы. Те, кто курят, знают, что они табакозависимые. Но тот, кто пьет, считает себя нормальным человеком, «как все».  

Еще одна сложность состоит в том, что алкоголь, как любой другой наркотик, создает мир иллюзий. Заменяя при этом жизнь настоящую во всем.

- Алкоголь заменяет все жизненные базовые ценности человека. Он их просто незаметно подменяет. Например, алкогольная дружба – суррогат настоящей дружбы. Алкогольная радость – суррогат настоящей радости. Точно так же удовлетворяется честолюбие – человеку кажется, что он счастливый, смелый и может все. И так по всем направлениям. Научиться жить реальной жизнью, а не ее суррогатом и учит наша школа, - говорит матушка.

Каким будет наказание?  

Многие боятся решиться на принятие церковного обета, боясь, что могут не справиться с непосильной ношей и потому получат страшное наказание. Татьяна Иванова не отрицает – в жизни тех людей, кто нарушил обет трезвения, действительно, зачастую происходят страшные вещи. Но нужно правильно понять, откуда берутся эти последствия:

- Наказание в самом человеке. Сам грех и несет наказание. Что это значит? Если я курю, а мой ребенок заболевает бронхиальной астмой – то Бог ли меня наказывает или я сам? Если пьяным сажусь за руль и случается авария – кто виноват опять же? Люди страдают от последствия своего же греха.  

Через школу трезвения прошло уже более 900 человек. Кому-то хватает даже этих знаний, чтобы решить свою проблему (как правило, это атеисты). Другие после занятий идут давать обет трезвости. Третьи – просто уходят домой и живут, как прежде.

- Мы показываем научный фильмы, рассказываем, излагаем свою точку зрения. Кто-то решает строить потом трезвую жизнь на каких-то других своих жизненных основаниях. Ради бога. Мы не навязываем никому свое мнение. Все наши слушатели имели реальную возможность изменить свою жизнь. Кто-то воспользовался этим, кто-то нет. Но шанс мы дали всем, объяснили, с чем они имеют дело, указали путь, то есть вооружили до зубов, - говорят в церкви.  

Кстати, православная церковь предлагает в качестве основной цели жизни просто научиться любить. Любить, несмотря ни на что, своих родителей, детей, жену, мужа (какими бы они ни были), других людей. По сути, и Библия главному чему учит – это любви. Тем более что большинство алкоголиков зациклены на собственных проблемах и несчастьях, забывая об окружающих людях. Обретя смысл жизни, люди меняют свою жизнь кардинально. Отношения в семье, успехи в работе, а главное, удовлетворение своей жизнью – все становится на порядок выше. А значит, и возвращаться в прошлую жизнь – ненастоящую и болезненную – нет смысла.

Верить или нет в силу церковных обетов – дело каждого. Но факт, что маленькие чудеса благодаря такому опыту происходят постоянно.

- Много случаев было, когда много лет злоупотреблявшие алкоголем люди вставали на ноги. Были у нас и героиновые наркоманы. Один сейчас открыл свою фирму и успешно работает, другой стал священником. Конечно, встречаясь со своими учениками, мы слушаем разное. Проблемы, вопросы есть и у трезвенников. Но у них не возникает даже мысли решать их с помощью спиртного. Встречать горе и радость трезво, - это то, чему мы и хотели их научить, - говорит матушка Татьяна.

Василиса Шишкина, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.