Притча о Фениксе

Cостоялся закрытый предпремьерный показ долгожданного в Бурятии фильма «Булаг» (святой источник). Судя по всему, этот фильм имеет все шансы стать хитом этого лета.
A- A+
Cостоялся закрытый предпремьерный показ долгожданного в Бурятии фильма «Булаг» (святой источник). Судя по всему, этот фильм имеет все шансы стать хитом этого лета.

«Булаг» – первый художественный фильм Солбона Лыгденова в качестве режиссёра, до этого он либо работал постановщиком и раскадровщиком сцен в крупных российских проектах, либо делал короткометражки, рекламные и социальные ролики для телевидения. Как и сообщалось ранее, сюжет фильма происходит в  бурятской деревне, где главный герой – сильно пьющий мужчина, который через цепь событий и поворотов приходит к трезвости. Фильм снят почти полностью на бурятском языке. Эдакая антиалкогольная притча, которая должна заставить людей в деревнях задуматься о жизни и попытаться что-то в ней изменить. На первый взгляд...

Однако задумка и реализация проекта говорит о более глубоком подходе. Не важно, что  автору, несмотря на шикарную проработку отдельных сцен и прямо звериное чутье кадра, все же не удалось создать гармоничное  по всем канонам кино, которое мы могли бы назвать шедевром. Важно, что «Булаг»  неосторожно трогает самые глубинные ниши подсознания, заставляет  зрителя не только задуматься, но и почувствовать спинным мозгом всю глубину той пропасти, куда ушли наши деревни, куда безвозвратно канули счастливые и беззаботные деревенские мальчишки, мечтавшие летать в космос или стать хоккеистами, куда безвозвратно исчезли надежды матерей и отцов. Смысл жизни здоровых и крепких мужчин, на которых держится деревня, свелся к веселому топтанию на «пятаке» (досугообразующее место пьющих сельчан, обычно возле единственного магазина в деревне), пьянке и похмельному синдрому,  мимолетных угрызений совести и попыток самубийства. Иван Вырыпаев и Гай Германика снимают о России примерно в таком же жанре алкогольного реализма, и у них есть много общего с Лыгденовым. Надо отдать должное Солбону, который  уловил и смог правильно передать этот нерв. Но не везде.  

У бурятских фильмов есть одна общая болезнь – пафос, который способен убить жанровую составляющую любого фильма. Аутентичность «Булага», грязные бушлаты на голое тело, вычищенная до синевы картинка пустого и холодного дома, в котором нет ни тепла, ни еды,  легкое дрожание камеры а-ля  непрофессиональная съемка, непонятным образом прерывается погоней, драками и  звонкой пулеметной очередью, выпущенной с современного вертолета в сцене воровства нефрита.  Или –  главный герой 35–40 лет, выросший в Советском Союзе, вдруг начинает грезить картинками очень далекого прошлого, времен родо-племенных отношений в Бурятии, когда мужчина был мужчиной, а не жалким пьяницей, ездил на коне  монгольской породы, орудовал луком и ножом.

Некоторые сцены в режиссерской версии безбожно затянуты, а некоторые даже тянут на полноценный короткометражный фильм, например, кульминационная сцена «белой горячки» главного героя, где он видит не только своих предков, но и самого духа гор, который наставляет его на путь истинный. Однако до 27 июня,  когда фильм стартует  на широком экране, есть еще время сделать фильм более динамичным.

Об актерах можно сказать отдельно. Одна из основных заслуг  Солбона Лыгденова и фильма «Булаг» – это возможность  профессиональным бурятским актерам раскрыться, почувствовать реальную отдачу от своего таланта и труда. Ведь театральным академическим  актерам, особенно молодым,  редко перепадает возможность стать узнаваемым и заработать. Но главное не в этом. Главное в том, что  спустя почти тридцать лет со времен моего любимого фильма «Горький можжевельник»,  Бурятия получит  новых звезд, которые по уровню актерского мастерства дадут фору не только сериальным актерам, но и признанным идолам кинематографа России. Владимир Ширапов, Бальжит Очирова, Даши-Цырен Дашинамжилов, Жан Балданов, Цынге Ломбоев, Биликто Дамбаев, Дугар Жалсанов, Виталий Нестеров, Людмила Тугутова составили прекрасный актерский ансамбль, за что им большое спасибо.

Перед показом Солбон признался, что сейчас в разработке студии  находятся несколько картин: «Дарима» – притча о сёстрах и фильм о подвигах бурятских воинов под Сталинградом.

– Почти все средства, которые идут на производство картин, – мои собственные, – говорит Солбон Лыгденов. – Ради бурятского кино я отказался от московских проектов,  продал  квартиру и живу на съемной. Тем не менее я не хочу снимать фильмы ради денег, «Булаг» снимался практически «на коленке» и в первую очередь имеет социальную миссию.

Однако, несмотря на осторожность режиссера, уже сейчас можно сказать, что «Булаг» взорвет многочисленные кинотеатры Улан-Удэ и  даже сможет посоревноваться с «Войной Миров Z» с Брэдом Питтом в главной роли. Есть предположения, что на этот фильм  нынче пойдут люди, которые обычно в кино не ходят, старшее поколение, например.  Прокат фильма также запланирован в районах Бурятии и в Агинском.  

Евгения Балтатарова, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.