Отставка оперуполномоченного

Председатель Хурала Матвей Гершевич лично внес на следующую сессию парламента вопрос об освобождении от должности первого бурятского омбудсмена
A- A+
Я устал, я ухожу…

На ближайшей сессии 25 сентября Народный Хурал рассмотрит вопрос о досрочном освобождении от должности уполномоченного по правам человека в Бурятии Ивана Калашникова. Кто выступит докладчиком, пока не ясно, однако известно, что внес данный вопрос лично председатель Хурала Матвей Гершевич.

Как позже выяснилось, это была просьба самого уполномоченного. Свое решение Иван Калашников объяснил состоянием здоровья. По словам председателя Хурала, для депутатов эта просьба стала большой неожиданностью. «Но здоровье есть здоровье. Сейчас заявление Ивана Калашникова об отставке находится в работе», - отметил Матвей Гершевич.

Поэтому, скорее всего, депутаты в конце сентября поддержат отставку омбудсмена. Кто станет вместо него, пока неизвестно. По закону кандидатуру выдвигает глава республики, а утверждает Народный Хурал. Пока же можно подвести итог полуторагодичной работы первого государственного защитника прав человека Бурятии. 

Скандалы вокруг омбудсмена

Институт уполномоченных в Бурятии был создан в конце 2012 года. На этот пост претендовали сразу два депутата Хурала – коммунист Сергей Будажапов, который, как считается, был основным инициатором создания этого института, и «единоросс» Иван Калашников. Вячеслав Наговицын в итоге поддержал тогда кандидатуру бывшего министра внутренних дел, что вызвало массу нареканий со стороны СМИ, которые тут же окрестили его оперуполномоченным по правам человека. Тем не менее с доводами главы согласились депутаты Хурала, и большинством голосов Иван Калашников был утвержден. Сергею Будажапову достался утешительный приз в виде представительства республики в Монголии.

На этом критические высказывания в СМИ не прекратились, поводом для чего уже служила внушительная зарплата в 140 тысяч рублей в месяц и траты на работу аппарата. Так, в 2013 году на эти цели из бюджета было выделено более 3,5 миллиона.

В начале этого года попал он в объективы федеральных структур – бурятский омбудсмен был внесен в черный список партии «Яблоко». Партийцы обратилась в Госдуму с требованием проверить законность назначения уполномоченных по правам человека в регионах в связи с «засильем силовиков» на этой должности.

«Все чаще граждане за защитой своих прав и свобод вынуждены обращаться в другие структуры, в связи с чем напрашивается вопрос: зачем тратить огромные государственные средства на содержание структуры, которая только создает видимость своей работы?» – задается вопросом председатель «Яблока» Сергей Митрохин.

Успешный защитник

По своей основной работе Иван Калашников «засветился» совсем немного. Хотя нельзя сказать, что в Бурятии не нарушаются права человека – там сотрудники органов избивают пенсионерку-балерину, здесь чиновники с мошенниками обманывают покупателей земельных участков и т.д. В апреле омбудсмен отчитался перед парламентом о своей работе. По его словам, за 2013 год к нему поступило около тысячи жалоб, по многим из которых даже написаны обращения в соответствующие инстанции с просьбой провести проверку.

Но информацию о том, чьи конкретно права были нарушены и восстановлены с его помощью, Иван Калашников не раскрыл. Депутат от КПФР Екатерина Цыренова интересовалась у него, «какова доля выполненных обращений и насколько смогли помочь людям?», на что последовал ответ: «старались принять всех граждан, ни одному не отказано в приеме. Мы даем разъяснительную и юридическую помощь бесплатную в рамках своих возможностей».

Еще раз отмечаем, уполномоченный по правам человека – это не рядовой чиновник, занимающийся отписками и докладывающий о том, сколько было принято заявлений и граждан на прием. Его работа заключается в восстановлении и защите прав личности, нарушенных в результате решений или действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

Трижды пенсионер

Элементарный пример – полгода назад произошел вопиющий случай нарушения прав человека. В апреле бывшую танцовщицу театра «Байкал» Норжиму Гомбоеву полицейские посреди бела дня забрали в участок. Без оформления задержания ее незаконно продержали 17 часов, подвергая издевательствам и побоям, отказывая в простых человеческих потребностях.

После выхода на свободу женщина сняла побои в травмпункте и написала несколько писем руководству республиканского МВД, прокуратуры и Следственного комитета. Те привычно отписались о том, что была проведена проверка, в ходе которой никаких нарушений не обнаружено. После чего Норжима Гомбоева обратилась в приемную Ивана Калашникова. Казалось бы, вот тот случай, когда вмешательство омбудсмена просто необходимо. Но безрезультатно.

В его докладе, между тем, отмечается, что наибольшее число жалоб поступает именно на полицейских. На сотрудников того самого ведомства, которое одно время возглавлял сам Иван Калашников. Насколько это обстоятельство влияло на его работу, неизвестно. 

У депутатов Хурала претензий к его деятельности, «проявившего себя как опытного политика и грамотного юриста», не имеется. Из чего следует, что бывший министр внутренних дел республики, бывший зампред Народного Хурала станет еще и почетным пенсионером-уполномоченным по правам человека.

Владимир Бадмаев, «Номер один»
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.