«Зачистка» в образовании Бурятии

Впервые о масштабной «зачистке» профессий в вузах заговорили еще в апреле 2013 года. Ожидалось, что после сокращения список специальностей уменьшится с 500 до 100. Тогда в Минобрнауки России поясняли свое решение тем, что в официальных классификаторах довольно много изживших себя профессий. Впрочем, ряд экспертов считал инициативу крайне непродуктивной. Но сегодняшний проект вызвал еще большую волну негодования.
A- A+
Впервые о масштабной «зачистке» профессий в вузах заговорили еще в апреле 2013 года. Ожидалось, что после сокращения список специальностей уменьшится с 500 до 100. Тогда в Минобрнауки России поясняли свое решение тем, что в официальных классификаторах довольно много изживших себя профессий. Впрочем, ряд экспертов считал инициативу крайне непродуктивной. Но сегодняшний проект вызвал еще большую волну негодования.

Начнем с того, что изначально на федеральном уровне планировалась ликвидация 150 специальностей - не только по линии преподавания в высших учебных заведениях, но и по линии техникумов. Позже их количество предварительно урезали до 97. Между тем, основной упор критиков законопроекта пал на то, что Минобраз замахнулся на рабочие специальности, связанные, в том числе, с опасными производствами. На фоне последних заявлений руководства страны о необходимости поднятия уровня престижа простого рабочего законопроект, на первый взгляд, выглядит результатом непоследовательной политики. Одним из обоснований противников законопроекта стало то, что рабочие специальности преподаются, как правило, в техникумах. А, следовательно, под удар попадут, в частности, малообеспеченные и выпускники детских домов. Проанализировав законопроект, зампредседателя экспертного совета комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Разин и вовсе назвал руководство Министерства образования России и Рособрнадзора предателями Родины.

Тем временем в Бурятии отмечают, что политика министерства образования все-таки последовательна.

Пережитки прошлого

Напомним, в список специальностей-призраков вошли, к примеру, оленевод-механизатор, огранщик алмазов в бриллианты, обработчик птицы и кроликов, изготовитель мороженого, оператор линии производства маргарина, фотограф, водолаз, скорняк и другие. По ним и ряду других специальностей на сегодня есть опасения не набрать достаточного количества студентов. Однако это не первопричина, а, скорее, следствие.

Так, до 2006 года Россия преподавала в плоскости системы профессионального образования Советского Союза. Тем временем рыночные отношения развивались. В 2013 году в силу вступил новый закон, появились совершенно новые системы профессионального образования, выстроенные вокруг рыночных требований. Как отмечают в минобразе Бурятии, теперь вполне логично министерство корректирует и список профессий, который, по сути, «родом из 20-го века».

- Мир меняется, соответственно, специальности тоже меняются. Проанализировав, Министерство образования и науки России определило для себя количество специальностей, которые сегодня, на самом деле, уже не имеют никакой актуальности. Возьмем, к примеру, пивоваров. По этой специальности мало где готовят, поскольку сейчас уже практически все автоматизировано, базируется на промышленных технологиях. Однако все же нужно учесть, что некоторые специальности трансформируются, часть переходит в профессиональную компетенцию,- отметил в беседе с «Номер один» министр образования и науки Бурятии Алдар Дамдинов.

По информации министра, формированию списка предшествовал тщательный мониторинг. Благодаря этому, как и ранее, реализация нового законопроекта пройдет безболезненно. При идеальном раскладе Бурятию изменения и вовсе могут обойти стороной.

Дело или искусство

Как пояснили «Номер один» в министерстве, 97 специальностей, которые предварительно вошли в список, - сводная цифра для всей страны.

- В каждом регионе России под ликвидацию попадет примерно от одной до трех специальностей. Поэтому ситуация далека от критичной, - подчеркнул «Номер один» начальник отдела среднего профессионального образования Виктор Тютрин.

Так, в Бурятии, вопреки всеобщему переполоху, под ликвидацию может попасть лишь одна специальность - парикмахер. Казалось бы, одна специальность - проблема небольшая. Тем более что мастера, которые делают стрижки и укладки среднестатистическому улан-удэнцу, обучались по специальности «парикмахерское искусство». В этом и вся загвоздка.

- Профессия для Улан-Удэ не актуальна, но ее вычеркивание может буквально ударить по сельскому профессиональному образованию. На парикмахеров обучение ведется, к примеру, в Кяхтинском, Заиграевском районе. Они пока не выросли до уровня парикмахерского искусства. В связи с этим мы направили в Москву письмо, дабы нам все же оставили специальность, - сообщили в министерстве.

Список может стать больше

Несмотря на это, быть уверенным, что на парикмахере сокращение списка специальностей закончится, сегодня преждевременно. Как отмечают в минобрнауки Бурятии, когда проект приказа вступит в силу, точно неизвестно. Сам же список также пока открыт для корректировок. Продолжается обсуждение с профессиональным сообществом.

- Мы не можем исключать вероятность того, что, к примеру, в следующем году уйдут еще какие-нибудь специальности. Между тем, необходимо четко осознавать, что постоянно у нас появляются и новые жизнеспособные, которые лишь поспособствуют трудоустройству выпускников,- отмечает руководитель минобраза Бурятии Алдар Дамдинов. - Преимущество нынешнего времени в том, что среднее, к примеру, профобразование, стало региональным. А, значит, мы сами можем определять, что для нас действительно важно.

Что же касается финансирования образовательных учреждений в случае некоторых изменений, то здесь министерство образования и науки Бурятии дает позитивные прогнозы и особых рисков не видит. Единственные риски, которые, впрочем, с готовящимся законопроектом не связаны, просматриваются в новом бюджете.

- Дефицит бюджета всегда имеет шанс отразиться на нашем министерстве, никто от этого не застрахован, но на сегодня можно говорить, что ситуация не такая кричащая.
Известно, что в соседних регионах ситуация по упразднению ряда специальностей аналогичная Бурятии. По информации республиканского минобрнауки, там ликвидация также не станет ударом по системе профессионального образования.

В связи с таким положением вещей можно только догадываться, что спровоцировало такую критику законопроекта в верхах. Впрочем, очевидно, что обсуждение инициативы Минобрнауки России перешло в политическую плоскость. Которая порой далека от реальности.

Марина Игумнова, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.