Мэрия убивает свои СМИ

Что означает закрытие «Правды Бурятии» и отставка директора «Тивикома»
A- A+
Что означает закрытие «Правды Бурятии» и отставка директора «Тивикома» 

Сообщение об отставке с поста генерального директора телекомпании «Тивиком» Александра Левашова в прошлую пятницу вызвало бурю эмоций в медийном сообществе республики. Жесткая реакция руководителей других СМИ означает, что у мэрии остается все меньше шансов на свою респектабельность и доверие со стороны общества.

Жертвы позиции

«Правда Бурятии» и «Тивиком» стали жертвами совершенно четкой позиции мэра Улан-Удэ, которая рисуется в его же решениях: нет никакого юридического и социального статуса редакций, нет никаких СМИ как общественных институтов. Работа в режиме монолога мэра и использования СМИ как инструмента. Как неких муниципальных предприятий, цель которых - сделать срочный результат и приятное мэрии.  

Но если «Тивикому», о котором речь чуть ниже, еще предстоит пройти этот простой, в общем-то, путь, то для «Правды Бурятии» он уже закончился. Тупиком и банкротством. 

С «Правдой Бурятиии» приключилась простая, как песня в три аккорда, история. Выходила себе старейшая почти столетняя газета, у газеты есть свой преданный читатель: пенсионеры и ветераны. По сути, для муниципалитета это была социальная обуза, на уровне благотворительности - бесплатная подписка для ветеранов Великой Отечественной войны. Хорошее дело. В 2012 году при мэре Айдаеве газета была профинансирована через муниципальные закупки на 3 миллиона «ветеранских» рублей. В 2013 году при мэре Голкове на 4,7 миллиона рублей. За первую половину этого года на 4,5 миллиона рублей. Газета, в последние два года при Александре Голкове, имела все необходимые ресурсы для нормальной работы. 

Все слухи домыслы и мифы о воровстве то ли прошлого менеджмента газеты, то ли нынешнего - весьма слабые, для самого мэра, аргументы. Если бы мэрия понимала, что такое СМИ в современном обществе, то ситуацию можно было разрулить и на старте политической эры в городе, и нынешним летом. Но к газете отнеслись как к некой мебели или прислуге. 

Катастрофа с культовой газетой произошла летом этого года. В чей-то «гениальный мозг» пришла идея, что газета с такой нишевой аудиторией и известным брендом может быть изумительной площадкой для агитации на выборах в горсовет. 

Лихорадка перед смертью

Газета взбодрилась и рванула в свой последний путь. Куча интервью с чиновниками мэрии, беготня по кандидатам в депутаты по «списку Голкова» - , в общем, суета. Впрочем, она была сугубо редакционной, но никак не финансовой. На фоне активного использования «Правды Бурятии» как предвыборного инструмента газета перестала платить в типографию, налоги, взносы в Пенсионный фонд. Деньги были, но они цинично работали на выборы. Долги росли, на вопрос, а что с долгами, редакция отправляла гарантийные письма, представители мэрии клятвенно заверяли, что вопрос с оплатой обязательно решится, но после выборов. Были обращения и к Александру Голкову, и к республиканским властям. Было достигнуто соглашение о платежах текущих, под гарантии республиканской власти. Мэрия не выполнила соглашение. Ссылки на менеджмент смехотворны, дело «Правды Бурятии» решалось в больших кабинетах. 


Выборы кончились. Типография отказалась печатать газету, потому что приходить перестали даже гарантийные письма. И никто уже не мог внятно объяснить в мэрии, собираются ли закрывать долги, платить налоги и прочее. Потом была обнародована информации из мэрии - эту «Правду Бурятии» будут банкротить, откроют новую с тем же именем. Мэрия вышла из ситуации по принципу «кому должны - мы всем прощаем». А это сугубо государственные структуры: налоговая, социальные фонды, Федеральная почтовая служба и республиканская типография (с контрольным пакетом государства же). Не было невозможности платить, было нежелание.  

Эрзац, который появится под именем «Правды Бурятии», не будет иметь ни исторически, ни юридически никакого отношения к той старейшей газете республики, которая пережила все эпохи и закончилась осенью этого года. 

Конфликт обеспечен

Похожая история может ждать «Тивиком». События там трудно объяснять с точки зрения мэрии Улан-Удэ. Потому что озвученные мэрией версии смены генерального директора Александра Левашова несостоятельны. 

Сразу после выборов была проведена внеплановая жесткая проверка «Тивикома» комитетом по управлению имуществом Улан-Удэ. В ходе проверки не было обнаружено нарушений финансовой и имущественной дисциплины. О чем КУИ и заявил «Тивикому». Более того, как объясняет экономику «Тивикома» сам Левашов: «Это чуть ли не единственное муниципальное предприятие, работающее с прибылью». 

Тем временем Александр Голков публично в прямом эфире признается, что у него нет творческих претензий к коллективу телекомпании. Спустя два дня Александра Левашова уведомляют о расторжении контракта. Коллективу объясняют введением антикризисного управления, и это на прибыльном предприятии. Остальным интересующимся – «сменой информационной политики телеканала», и это при отсутствии претензий к коллективу.

Потребительское и некорректное отношение к медийным активам вызвало вполне понятное возмущение коллег «Тивикома». Генеральные директора, учредители, главные редакторы местных СМИ увидели в увольнении Александра Левашова без объяснения причин мотивы политические. А сам формат увольнения посчитали оскорбительным. Мэрия и ранее не страдала учтивостью по отношению к СМИ, теперь ни смена пресс-службы, ни смена имиджа мэра не поможет наладить отношения. Разговор сквозь зубы – это единственное, что остается мэрии. Причем сквозь зубы не со СМИ, а с населением города. Ведь именно СМИ являются трансляторами между властью в городе и жителями Улан-Удэ. Сам Александр Голков с мегафоном по улице ходить не будет, а один «Тивиком» при любой его информационной политике будет выглядеть неубедительно.

Руководители СМИ в социальных сетях высказались об отношении к мэрии и лично Александру Голкову. Налицо откровенный публичный конфликт между СМИ и мэрией Улан-Удэ. Нежелание мэрии понимать, для чего придуманы СМИ, кроме как удовлетворение своих политических потребностей – также очевидно.

Республиканская власть пока практически не вмешивается в драматичную историю взаимоотношений мэрии как с собственными медийными активами, так и с остальными СМИ. В комментариях Вячеслава Наговицына по поводу «Правды Бурятии» и «Тивикома», скорее, видится желание сгладить и помирить. Но телега конфликта едет уже месяцами, и увольнение Александра Левашова, одного из самых авторитетных медиа-менеджеров Бурятии, стало лишь катализатором и ускорило темп. 

Редакция «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.