Прививка сложного
14 и 15 мая филармония представила проект «Война и мир»
Концерт посвящен 70-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне. Для участия в проекте приглашен симфонический оркестр Приморского театра оперы под руководством дирижера Антона Лубченко.
Многие почему-то сконцентрировали свое внимание именно на персоне дирижера, повторяя о его скандальности. Художественный руководитель филармонии Наталья Уланова в начале концерта даже начала объяснять, почему именно Антон Лубченко был приглашен для такого проекта: «Его энергия подходит для темы войны и мира».
И, действительно, во время исполнения таких сложных произведений маэстро Лубченко смотрелся как нельзя органично. Более спокойный дирижер не смог бы передать весь накал страстей и переживаний. Размашистые движения, взлет кудрявой шевелюры – Антон Лубченко был полностью погружен в музыку. Его лицо покраснело, а рубашка взмокла практически полностью.
Армия взяла филармонию
Кстати, в зале филармонии не было ни одного свободного места. То ли сказалась популярность дирижера, то ли постарались солдаты, которые заняли несколько рядов. Очевидно, в мае у них активная культурная программа.
Молодые люди откровенно испытывали мучения от культурного просвещения. Кто-то спал, кто-то интересовался, когда закончится концерт. Однако не стоит спешить осуждать ребят. Во-первых, очевидно, они пропустили ужин ради возможности послушать классическую музыку и были голодны. Во-вторых, добровольно-принудительное знакомство с искусством всегда дает обратный эффект.
Эти скучающие солдаты – можно сказать, собирательный образ среднестатистического человека и его реакция на Шостаковича и Шнитке. Справедливости ради стоит отметить, что программа концерта, действительно, получилась сложной, «не для среднего уровня», в то время как большинство людей в лучшем случае пребывают на начальном.
«Представленные произведения, так или иначе, связаны с философским осмыслением тем войны и мира, - поясняют в Бурятской филармонии. - Это или предчувствие катастрофы, или конфликтное столкновение добра и зла, или стремление найти хрупкую гармонию и уйти из настоящего в идеальный мир».
«Война и мир» - это проект в двух частях, где каждая часть – концерт, отражающий важнейшие понятия в жизни любого человека – войну и мир, жизнь и смерть. Это два полюса, на которых держится наша жизнь. Они разделены хрупкой гранью, которая в любой момент может рухнуть. В наше время война имеет другие формы, ее сфера расширяется. Проект «Война и мир»– это манифест против войны, и сегодня он обретает особую актуальность.
Чтобы помнили
Концерт 14 мая, первая часть проекта – напоминание о войне - самом ужасном времени, которое испытало человечество. Лишения, страдания, голод, смерть. Но волей судьбы одни из самых великих произведений XX века были написаны именно в это тяжелое время. Эти произведения согревали души и сердца солдат, вдохновляли их на защиту своего Отечества, отражали силу духа и стойкость советского народа. Есть произведения, описывающие ужасы войны и смерти, страдания людей. Именно к таким произведениям относится Симфония №14 Дмитрия Шостаковича. Война как общечеловеческая трагедия нашла также свое отражение в произведении Альфреда Шнитке «Концерт для троих».
15 мая состоялась вторая часть проекта, концерт под условным названием «Мир» - о послевоенном времени, об обретенном мире как сокровенном даре, и о том, как важно это ценить. Оркестр Приморского театра исполнил известные произведения послевоенного времени - Дмитрия Кабалевского «Концерт № 1 для виолончели с оркестром» и Дмитрия Шостаковича «Концерт № 2 для скрипки с оркестром». Завершился концерт Сюитой №1 для симфонического оркестра Петра Ильича Чайковского.
В проекте приняли участие солисты оперы Приморского театра оперы и балета Анастасия Кикоть (сопрано) и Евгений Плеханов (бас), солисты симфонического оркестра Приморского театра оперы балета Александр Абухович (скрипка), Елизавета Сущенко (виолончель), а также московский пианист Рустам Мурадов и уже хорошо известный и любимый местной публикой альтист Владимир Ткаченко.
Еда и музыка
Возвращаясь к мучениям молодых людей, «Номер один» задумался, как можно развить любовь к «высокому искусству». А это необходимо, иначе зал не был бы полным. Это говорит о том, что у человека есть потребность, которую не может удовлетворить привычная музыка в духе «зайка моя, я – твой зайчик».
Итак, во-первых, перед концертом следует поесть. Трудно думать «о высоком» на голодный желудок.
Во-вторых, начать с более простых, но не менее интересных проектов, например, «Музыка кино». Это ежегодный фестиваль, в рамках которого музыкальные коллективы исполняют музыку из известных кинофильмов. В 2015 году «Музыка кино» состоится 3 и 4 июня.
В-третьих, пытаться на концерте включить воображение. Музыка, и в особенности классическая, – очень хороший источник образов и стимулятор фантазии. В этом случае человеку никогда не будет скучно.
Любовь к чтению начинается с одной книги, той самой, которая вдохновит на прочтение всех остальных. Любовь к оперной музыке начинается с того самого артиста, из-за которого хочется рыдать, как героиня Джулии Робертс в фильме «Красотка». Но чтобы они появились в вашей жизни, надо дать им шанс это сделать.
Соня Матвеева, «Номер один».