Инновации на бумаге

Власти Бурятии продолжают пытаться продвигать идеи создания промышленного и технопарка.
A- A+
 И если с первым пока серьезных проблем нет, то второй – всего лишь бумаги, которые должны получить федеральное одобрение. А так как счет идет на миллиарды, а вокруг кризис, то и оптимистичные настроения здесь не очень-то уместны.

Традиции долгостроя 

В этом году власти Бурятии обещают запустить долгожданный технопарк. Его создание проходило долго и болезненно, не без скандалов. Сегодня строительство вышло на завершающий этап. Впрочем, подобные обещания звучали от властей на протяжении последних нескольких лет.

Всерьез заговорили о создании промпарка в 2010 году. Глава Бурятии презентовал идею на федеральном уровне и даже получил одобрение от самого Владимира Путина.

После этого начались трудности. Изначально планировалось создание технопарка, и для него даже были отведены помещения – на территории бывшего авиаремонтного завода. Позже власти передумали и решили вместо технопарка строить промышленный парк.

Резидентам обещали льготы и налоговые преференции: освобождение от уплаты налогов на имущество и землю, снижение ставки налога на прибыль, а также льготы по плате за аренду земельного участка.

От идеи создавать технопарк первоначально отказались – мол, для этого нужен мощный научно-производственный комплекс с развитыми НИИ, производственной базой, для создания которых в Бурятии нет ресурсов.

Однако идея создания технопарка никуда не исчезла. И примерно два года назад стало известно, что параллельно с промпарком будет создан и технологический парк под названием «Биотехнополис».

Между тем, к 2012 году строительство промышленного парка уже кипело. Власти выделяли сотни миллионов и прогнозировали завершение строительства к 2014 году. Первый же этап должен был быть закончен к лету 2013 г.

Как выяснилось позже, быстро построить промпарк не получится. Вместо того чтобы завершить первую очередь, власти на протяжении нескольких месяцев судились в подрядчиками. Когда власти поняли, что в прежние сроки уложиться не получается, завершение строительства перенесли на 2015 год.

Новая дата 

Строительство первой очереди идет до сих пор – параллельно со второй. Сегодня власти называют новые сроки окончания строительства – конец этого года. Если быть точнее, то завершить все работы планируется к ноябрю-декабрю.

- Вопросы, связанные с конкурсами, с выделением финансов, все решены. И резиденты на всю площадь определены, - заявил глава Бурятии на недавней пресс-конференции.

Первый пусковой комплекс предполагает создание производства мебели и мягкого инвентаря, а также матрасов. Сегодня помещения там арендует некое ООО «Софт Дрим». Здесь же будет располагаться швейное производство, которым займется компания «Эльф», и управляющая компания всего комплекса.

Второй пусковой комплекс разместит в себе обещанный «Байкальский текстильный комбинат». Власти Бурятии, говоря о промпарке, всегда подразумевали, что с его помощью попытаются поднять легкую промышленность. Ведь именно эта отрасль больше других пострадала от кризисов последних десятилетий. Планируемая мощность комбината – 602 миллиона рублей в год.

- Планируется, что когда промпарк выйдет на проектную мощность, там будет создано 730 рабочих мест. Объем налоговых поступлений за ближайшие десять лет – 900 миллионов рублей. То есть те инвестиции, которые туда вкладываются, а это порядка 500 миллионов рублей, должны окупиться налоговыми поступлениями примерно за шесть лет, - оптимистично заявляет глава Бурятии.

Финансируется промпарк за счет двух источников – это федеральный и республиканский бюджеты. Соотношение софинансирования – примерно 70 на 30 процентов.

Между тем, резиденты, которые зайдут в промпарк, не станут полноправными хозяевами помещений. По крайней мере, не сразу. Власти оставляют за собой право заменить резидента в любой момент.

- В промпарке тем людям, которые туда зайдут, мы даем аренду на 10 лет. Если по истечении десятилетнего срока у них успешно идет бизнес, мы предоставляем им право выкупа этих помещений. Если бизнес не пошел, то мы просто меняем резидента на нового, и до тех пор, пока все площади промпарка не разойдутся, - рассказал Вячеслав Наговицын.

Как уже было сказано, зайти сюда первые резиденты смогут в конце этого года – если, конечно, планам властей суждено сбыться. Однако на этом работа над промпарком не закончится. Как отметил глава, там еще «есть помещения, к которым мы не прикасались».

- Самое главное, там есть земельные участки и есть желающие, которые просят выделить им на территории промпарка земельные участки. Они готовы строить производственные корпуса. Так что дельнейшее развитие там тоже планируется, -подчеркнул он.

Ушли на конкурс 

Технопарк же, который власти с таким трудом пытаются отвоевать на федеральном уровне, пока что существует только на бумаге. Все документы, включая проектно-сметную документацию, сегодня готовы.

Но для того, чтобы начать строительство, необходимо одобрение федералов. И здесь уже все не так однозначно. Заявка на получение денег подана в Минкомсвязи в рамках конкурса. И кто в этом конкурсе окажется на коне – неизвестно. Но, по словам главы, власти «сделали все, что было необходимо».

Проект технопарка включает в себя две составляющих. Первая – создание универсального производства по оказанию помощи инновационным предприятиям по производству макетов инновационной техники.

- Если я хочу сделать магнитофон какой-нибудь, мне нужны печатные платы, нужна механика или пластмасса и так далее. Если у меня кроме как ноу-хау в голове больше ничего нет, то где я это все возьму? Вот там мы и будем предоставлять такие услуги, - пояснил глава.

Кроме этого, власти по-прежнему не оставляют идею создать в Бурятии фармпроизводство. Разместиться оно должно, по задумке чиновников, как раз на территории технопарка.

Ранее говорилось о том, что завод по производству лекарств может построить в Бурятии корпорация «Ростехнологии», одно из ответвлений которой как раз занимается этим направлением. Однако подтверждения эти заявления пока не получили.

- Надо очень активно двигаться. Под лежачий камень, как известно, вода не течет, - говорил в прошлом году Вячеслав Наговицын. – Если мы сейчас решим все вопросы, например, с инженерным подключением, у нас уже есть мелкие резиденты. Осталось только одного «якорника» найти, кто построит завод по производству лекарственных препаратов. Как только у нас появляется это, у нас все срастается. Внебюджетные деньги есть, площадка есть, инфраструктура есть, самое главное – ученые – есть. 

«Пенсионный» дата-центр 

Еще одно направление, которое власти попытаются освоить в технопарке, – информационные технологии. Создание в республике дата-центра обсуждается давно, реальная перспектива появилась только после встречи главы с председателем Пенсионного фонда России.

- Мы хотим завести пенсионные расчеты СФО на наш дата-центр. Такая идея Антону Викторовичу понравилась. Он пообещал, что встретится с министром коммуникации и связи России, чтобы обсудить технические возможности передачи информации. Нужно понять, насколько реалистично связать СФО с Бурятией. Если это окажется возможным, ПФР готов войти к нам в качестве резидента, - заявлял глава сразу после этой встречи.

Сегодня, по словам главы, председатель фонда должен прибыть в Бурятию для того, чтобы лично, своими глазами увидеть, где и как может быть создан дата-центр.

- Мы обсуждали вопрос создания информационного узла всех пенсионных дел страны. Поэтому мы планируем здесь построить корпус под дата-центр и поставить там мощную вычислительную машину, которая будет обслуживать не только интересы наших ученых, но и Пенсионный фонд, - рассказал глава.

Таким образом, республика имеет шанс получить серьезный инновационный толчок. То, что будет располагаться в промышленном парке, не обладает таким уж широким размахом, нежели планы, озвучиваемые в рамках технопарка.

Фармацевтическое производство и свой дата-центр могли бы серьезно поднять экономику Бурятии и ее значимость на фоне других регионов. Однако сегодня, учитывая дефицитность федерального бюджета и урезание всех программ, надеяться на скорейшее одобрение проекта было бы слишком оптимистично.

Тем не менее риторика властей Бурятии говорит о том, что они настроены серьезно. Впрочем, вряд ли это можно расценивать как главный фактор успешности проекта.

Владимир Пашинюк, «Номер один».

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.