В Бурятии появился бизнес «на все руки»

Фирмы, которые могут выполнить любой каприз за государственные деньги
A- A+
Уборка, охрана, транспортные услуги и услуги ЖКХ, поставка продуктов питания и пиломатериалов – в Бурятии появляются компании, которые могут делать все это одновременно. Причина – государственная политика, направленная на привлечение частных фирм к хозяйственной деятельности государственных структур. Называется это явление модным словом «аутсорсинг». 

По предварительным подсчетам, сумма заключаемых госучреждениями контрактов, которые можно отнести к аутсорсингу, может достигать сотни миллионов рублей. Заменить кадровых сотрудников сторонними компаниями не прочь и правительство, и Хурал, и разнообразные ведомства, в том числе силовики и отделения федеральных госорганов. В Бурятии все чаще возникают компании, оказывающие целый спектр услуг – от сантехнических работ и клининга до обслуживания оборудования и информационных систем.

В Бурятии по этому поводу пока нет никаких оценочных мнений – власти просто молча перекладывают часть функций на бизнес. Причем, когда речь идет, скажем, о сокращении персонала, например, уборщиц, власти заявляют об этом громко, чтобы все слышали: мол, у нас сокращения и оптимизация. А тот факт, что вместо них нанимается клининговая компания, которой приходится платить чуть ли в разы больше, особо не афишируется.

В других регионах России аутсорсинг часто оказывается в центре властных конфликтов. Например, пару лет назад губернатор Пермского края объявил настоящую войну аутсорсингу. Он заявил, что с этим явлением необходимо бороться, и назвал это важнейшей задачей.

Между тем, его предшественник на этом посту, наоборот, на протяжении всей карьеры методично выводил клининговые услуги, организацию питания, обслуживание и эксплуатацию зданий, ведение бухгалтерии, юридические услуги на внешние организации. Споры вокруг этого вопроса пока еще не завершены. Спорность экономии бюджетных средств противопоставляется развитию бизнеса внутри регионов.

Любой каприз 

В Бурятии самыми популярными направлениями для аутсорсинга остаются уборка помещений и территории, охрана, сантехнические и транспортные услуги. На эти средства госучреждения тратят миллионы рублей. Причем часто эти услуги оказывают одни и те же компании.

Например, сразу два тендера, размещенных прокуратурой республики, выиграло некое ООО «Акварель». Это «техническое обслуживание сантехнических, тепловых и электрических систем и установок зданий» за 255 тысяч рублей и «оказание услуг по уборке помещений и прилегающей территории прокуратуры» за 2,5 миллиона рублей. К слову, примерно столько же потратило на уборку через аутсорсинг полпредство президента России в Бурятии.

Впрочем за право убраться в учреждении еще нужно побороться. Так, та же «Акварель» в борьбе за право заниматься уборкой в управлении вневедомственной охраны проиграла компании «Лазурь», уронившей ценник торгов с 2,2 до 1,3 миллиона рублей. Кстати, заниматься обслуживанием котельного оборудования в той же организации будет фирма с похожим названием «Лазурь плюс» за 1,2 миллиона рублей.

Хозяйственно-транспортный комплекс администрации главы и правительства Бурятии через конкурс отдал в руки ООО «Рубеж» техническое обслуживание систем контроля и управления доступом в административных зданиях за 540 тысяч рублей, а также выполнение работ по техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации за 2,2 миллиона.

Охранять же объекты, подотчетные ХТК, будет ФГУП «Связь-безопасность». За свои услуги оно получит 13,7 миллиона рублей. Примерно в 13 раз меньше администрация главы потратит на вывоз мусора. Чуть более миллиона рублей по этой статье получит ООО «Байкалэкосервис».

В последнее время стал распространен и транспортный аутсорсинг. Услугами транспортных компаний в Бурятии воспользуются служба государственной регистрации, кадастра и картографии, учреждение по ГО и ЧС, инспекция труда, центр медицины катастроф и так далее.

Хотя есть и гораздо менее важные направления, которые отдаются на откуп местным компаниям. Например, сторонняя фирма «Танго» будет заниматься заправкой картриджей на участках мировых судей за 240 тысяч рублей. Кстати, обслуживание оргтехники в Бурятии тоже довольно часто отдается на аутсорсинг. Видимо, штатные системные администраторы не справляются. А может быть, их просто сократили из-за кризиса.

Щедрые военные 

Пожалуй крупным пользователем услуг на этом рынке является сейчас армия. Так, например, Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» заплатит частной фирме 153 млн рублей за техническое обслуживание своих казарм. А за транспортные услуги - 27 миллионов рублей. Причем обе услуги им будет оказывать одна и та же фирма.

Встречаются и достаточно странные торги, связанные с оказанием разного рода услуг. Например, по итогам конкурса сельхозакадемия будет оказывать пограничному управлению ФСБ некие «физкультурно-оздоровительные услуги».

На самом деле под этой формулировкой кроется не физрук из сельхозки, который гоняет пограничников по спортзалу, а банальное предоставление в пользование стадиона с беговыми дорожками и прочими спортобъектами.

Еще один странный аукцион регулярно проводит управление Федерального казначейства. Оно разыгрывает оказание услуг по ведению расчетных счетов. Странность в цене контракта – один рубль. Причем в некоторых закупках кандидаты выигрывают, опустив цену до нуля рублей. Как правило, победителем оказывается Сбербанк.

Вероятно, это связано с какими-то финансовыми нуждами или невозможностью определить конечную сумму за предоставляемые услуги. Ведь она, скорее всего, зависит от количества перегоняемых средств. 

Но самым необычным аукционом нас порадовала исправительная колония номер два. Она объявила торги на «оказание услуг по найму рабочей силы для котельной ФКУ ИК-2 УФСИН России».

По названию можно подумать, что колония ищет кадровые агентства, которые подобрали бы им хороших кочегаров. Но в победителях конкурса оказалось вовсе не кадровое агентство, а, внимание, исправительная колония номер четыре.

Более или менее разъясняет ситуацию техзадание торгов. Оно гласит, что персонал исполнителя (то есть четвертой колонии) будет работать в котельной колонии номер два. То есть здесь ситуация ближе не к аутсорсингу, а скорее к аутстаффингу, где вместо передачи функций происходит передача персонала. Зачем нужно было придумывать такие сложные схемы – непонятно. Возможно, УФСИН таким образом пытается сэкономить.

По итогу можно сказать, что аутсорсинг в Бурятии развивается достаточно динамично. Госорганы скидывают с себя функции по содержанию кадров и предпочитают платить сторонним компаниям за выполнение определенных работ. Экономить таким образом, конечно, вряд ли получится. За те деньги, которые получают внешние компании, можно было бы сильно повысить зарплаты тем же уборщицам или охранникам.

Тем не менее бизнес республики уже начал подстраиваться под новую систему. И, похоже, у него это неплохо получается.

Владимир Пашинюк, «Номер один».

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.