Приговор Байкалу

Уровень Байкала продолжит снижаться еще несколько месяцев. О том, почему это неизбежно, рассказал на прошлой неделе Вячеслав Наговицын.
A- A+
Уровень Байкала продолжит снижаться еще несколько месяцев. О том, почему это неизбежно, рассказал на прошлой неделе Вячеслав Наговицын. 

Но начал глава с объяснения того, почему вообще случился кризис: «Много разговоров было в начале прошлого года о том, что будет очень водный период, что будут подтопления. В апреле-мае был усиленный спуск воды для того, чтобы освободить озеро Байкал для приема большой воды. Но не случилось. И вся проблема сегодня оттого, что дебет с кредитом не сходятся, к сожалению, самые минимальные расходы у нас – это 1300 кубометров в секунду». 

Вячеслав Наговицын согласился с доводами иркутян о том, что меньше сбрасывать ГЭС просто не может: «Эти объемы обусловлены тем, что у нас есть два предприятия ниже по реке, система водозабора которых была сделана на уровне реки. Сегодня, когда мы опустились на нижний уровень Байкала, канал водозабора осушился, они не могут воду взять. И в Ангарске проблема возникает, что 228 тысяч человек находятся в критической ситуации, не будет воды – остановится ТЭЦ. Зимой это невозможно сделать». 

Получается, если сбрасывать меньше воды, уровень Ангары в нижнем течении снизится, и водозаборы оголятся. Именно поэтому озеро Байкал уже однозначно ожидает период, когда его уровень будет находиться ниже разрешенного предела. 

«Период будет небольшой. Как говорят ученые, до минимальной отметки мы дойдем в начале февраля, и после этого возможно понижение уровня Байкала, ничего не остановишь. Но оно будет кратковременным, и уже в середине апреля начнется набор, а в середине мая мы выйдем на прежние отметки», - сказал Наговицын.

Ранее бурятские экологи заявляли, что необходимо срочно ограничить сброс воды 1050 кубометрами, иначе ситуация может обернуться экологической катастрофой. 

«Дальнейшее снижение уровня воды в Байкале теми же темпами при расходном режиме 1300 кубометров в секунду может вызвать вспышки инфекционных заболеваний в прибрежных населенных пунктах Бурятии», - предупреждал эколог Сергей Шапхаев.

По мнению сенатора от Бурятии Арнольда Тулохонова, понижение Байкала ниже разрешенного уровня отразится и на популяции байкальской фауны – начнется зимний замор рыбы на всех мелководьях, а весной рыба не сможет зайти на свои нерестилища. Действия же иркутских энергетиков он называл шантажом.

Об этом политик говорил на совещании в Москве, созванном из-за требования энергетиков законодательно разрешить им снижать уровень озера. Но министр природных ресурсов тогда свое разрешение не дал. Сейчас понятно, что «не мытьем, так катаньем» иркутяне добились своей цели, а фактическое согласие Вячеслава Наговицына с необходимостью понижения Байкала ставит крест на дальнейших попытках экологов умерить аппетиты энергетиков.

В то же время, по мнению главы республики, проблемы Бурятии, связанные с осушением колодцев в прибрежных районах, пожарами на торфяниках, сложно напрямую связать с Байкалом. Учитывая, что сейчас уровень озера находится в разрешенных рамках – до предельной нижней отметки осталось несколько сантиметров. 

«Наша задача разобраться, когда колодцы осушились, как… в прошлом году осушались или нет, может, там просто забились они. За ними же тоже нужно ухаживать. Я не сторонник того, чтобы из этого делать сенсацию. Надо в каждом конкретном случае разобраться», - заявил глава.

В случае необходимости Вячеслав Наговицын сказал, что МЧС должно прийти на помощь людям: «Если нужно подвозить воду – чтобы подвозили воду, если нужно тушить торфяники, чтобы у нас технологии были готовы. Но понятно, что не мы принимаем решение по озеру, решение будет принимать Федерация».

Владимир Бадмаев, «Номер один».

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.