Восстанавливая реликвии

На территории Бурятии находится около 300 тысяч музейных предметов
A- A+
Однако чуть ли не половина из них скрыта от глаз посетителей, потому что нуждается в реставрации. 

Акриловый клей, микроскоп с 300-кратным увеличением, самодельный вытяжной шкаф с пылесосом – этот набор предметов является малой (и самой бюджетной) частью тех инструментов, которые используют реставраторы в своей работе.

Современные реставрационные мастерские похожи на крупные лаборатории с дорогим оборудованием. Процесс реставрации – на научное исследование. А сам реставратор – на волшебника, который, однако, не знает, какое чудо его ожидает в конце и сколько времени займет процесс волшебства.

И стать таким мастером отважится не каждый, а потому реставратор – «штучный товар». В Бурятии их единицы, однако такая ситуация лучше, чем во многих других городах. Именно на наличие базы обратили внимание в Эрмитаже при отборе музеев для участия в масштабной программе «Сохраним культурное наследие вместе».

Программа разработана Государственным Эрмитажем совместно с компанией «Кока-кола» в 2003 году к 300-летию Санкт-Петербурга. «Программа разнообразна и рассчитана на сохранение культурного наследия Российской Федерации по широкому спектру направлений, - говорит Евгений Федоров, начальник сектора проектного финансирования, координатор проекта «Сохраним культурное наследие вместе». - Это и поддержка отдельных реставрационных проектов, и реставрационное оборудование, но самое главное – знания». 

Благодаря программе сотрудники Эрмитажа получили возможность проходить обучение в крупных мировых реставрационных центрах и передавать полученные знания другим специалистам. С этой целью в Бурятию прибыли художники-реставраторы высшей категории по металлу и ткани Ольга Семенова и Ольга Сенаторова. 

«Наиболее распространенными экспонатами, которые нуждаются в реставрации, являются ткань, дерево, металл, - говорит Татьяна Бороноева, директор Национального музея Республики Бурятия. - Это материалы, которые входят в основные группы хранения каждого музея в Бурятии. Это костюмы, мебель и т.д. Мы договорились о мастер-классе по металлу, потому что археологический металл у нас очень распространен. Постоянно ведутся археологические раскопки, имеются предметы, которые требуют аккуратного подхода и реставрации».

Приезд реставраторов высшей категории из Эрмитажа в Национальном музее Республики Бурятия очень ждали. Ни один музей не может обойтись без реставратора, ведь перед каждой выставкой предметы проходят определенные реставрационные процедуры. Выставлять же неотреставрированные предметы музей по правилам экспонирования не имеет права.

«Мастер-класс не дает лицензии реставратора, но сегодня к нам пришли люди, которые работают с металлом, - говорит Татьяна Бороноева. – Например, Эрхим Дарха из литейной мастерской Иволгинского дацана, коллеги из Иркутска, Якутска, со всех районов Бурятии. Им важно пообщаться с профессионалами, там есть свои секреты, узнать которые можно только вживую».

Сами же специалисты из Эрмитажа свою миссию видят в том, чтобы научить местных коллег создавать подходящие условия хранения и реставрирования без значительных финансовых затрат, в любых условиях, в том числе, в рамках археологических раскопок. Это довольно полезная информация, ведь, как известно, процесс реставрации требует больших финансовых затрат.

«Наша задача - помочь в непростой ситуации найти решение сложных вопросов, - говорит Ольга Сенаторова, художник-реставратор высшей категории Лаборатории научной реставрации произведений прикладного искусства государственного Эрмитажа. – Например, металл при всей своей прочности очень уязвим и хрупок, особенно если это музейный археологический предмет. Он в отличие от других материалов может разрушаться на глазах, превращаясь из большого предмета в кучку порошка. 
Здесь нужно уметь организовать правильное хранение. Как это сделать при отсутствии большого финансирования, мы можем подсказать».

Буквально из ничего специалисты из Санкт-Петербурга организовали реставрационную мастерскую. Например, вытяжной шкаф они соорудили из обычной коробки, стекла, марли и пылесоса. 

Ольга Сенаторова и Ольга Семенова показали инструменты и оборудование, которые применяются при консервации предметов. Участники мастер-класса на специально подготовленных образцах, имитирующих типичные виды коррозии метала, провели пробные расчистки, подбор и склейку фрагментов разрушенного предмета.
Также были продемонстрированы способы стабилизации активных солей, применяемых при консервации экспонатов из бронзы и железа.

Кстати, в мастер-классе использовался предмет из коллекции Национального музея Бурятии – это меч, который впоследствии станет возможным включать в состав выставок. 

Каждый реставрационный процесс – это шаг в неизвестность. «Большая сложность нашей работы в том, что мы никогда не можем с точностью сказать, с чем мы столкнемся, - говорит Ольга Сенаторова. - Каждый предмет индивидуален, просчитать программу мы не можем. Здесь всегда нужна особая осторожность, особое напряжение. Например, из кургана Аржаан был привезен кусок земли с железками, однако он оказался предметом, в котором мы обнаружили массу вещей - женский кинжал, инкрустированный золотом, даже кусок деревянных ножен и два ножа». 

Самая запоминающаяся работа по реставрации – это реставрация неграбленного кургана из Шириповки, местности недалеко от Уфы. В этом кургане были захоронены вождь и его супруга. В гробнице обнаружены 20 кг золота. Работали реставраторы из Эрмитажа и с предметами, найденными в Бурятии, – они, как правило, из гуннских захоронений.

Специалисты отмечают, что реставрация металла – самая вредная работа, так как все используемые предметы являются вредными для человека. 

«Реставрация - наука консервативная, у нас новое приживается медленно и плохо, - говорит Ольга Сенаторова. – Мы используем в основном традиционные методы, постепенно внедряя инновационные».

Как признается Михаил Кустов, художник-реставратор из Иркутского краеведческого музея, в обучении реставрации важны тактильные ощущения. Поэтому подобные мастер-классы более эффективны, нежели прочтение книг и учебников. 

За пять лет программа «Сохраним культурное наследие вместе» охватила шесть музеев. До конца 2015 года реставраторы Эрмитажа проведут мастер-классы в Омском областном художественном музее и Приморской государственной картинной галерее.

Соня Матвеева, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.