Видеть космос

17 сентября в Художественном музее открылась выставка Александра Казанского
A- A+
Работы художника, на первый взгляд, просты и понятны. Это знакомые нам виды Байкала, Селенги, тункинских гор, натюрморты и портреты знаменитых деятелей искусства и культуры Бурятии. Композиция у большинства пейзажей стандартная – земля, горы, небо. Однако тут же бросается в глаза выразительный стиль Казанского, который не встретишь в работах других авторов.

Пейзажи – любимое направление Александра Казанского. Он много ездил по Бурятии, Монголии, делал сперва эскизы, а затем дорабатывал их в мастерской. Возможно, он любил именно пейзажи, потому что лучший художник в мире – это природа. Иногда она создает такие картины, что ты можешь только стоять с открытым ртом и испытывать безумный восторг. Именно это ощущение встречи с чудом умел передавать в своих картинах Александр Казанский. Поэтому реки у него могут быть желтого цвета, а горы – розового. Причем, если подойти к картине ближе и вглядеться, то можно увидеть, что это не просто желтый или розовый – это буйство самых различных цветов и оттенков.

«Александр Казанский был тонко чувствующим человеком, - говорит Татьяна Хандажапова, куратор выставки. – Он считал, что природу надо вдумчиво созерцать, исследовать. А человек – это тоже явление природы. И он рассматривал человека как космос. Такая восточная эстетика присутствовала в его мировоззрении. Во всем он старался передать не схожесть, а внутреннее состояние. Байкальские пейзажи – это знаменательная страница творческой биографии мастера. Его полотна отличаются масштабом полифонического звучания. За долгую творческую жизнь художник создал большое количество произведений, в которых эмоционально, проникновенно отразил красоту окружающего мира и выразил романтику личностного восприятия». 

Когда человек оказывается на природе, его состояние становится заметно лучше. Ученые объясняют это совпадением электромагнитной частоты Земли с частотой альфа — ритма человеческого мозга. Если коротко, это частота мозга человека, находящегося в состоянии гармонии. То есть когда человек счастлив, частота мозга совпадает с частотой Земли. 

И сегодня, когда человек отделен от природы стенами квартир и офисов, телевизорами и прочими гаджетами, такие пейзажные картины приобретают особую актуальность. Ведь цвет, так же как и звук, имеет определенные вибрации. 

Александр Казанский - своего рода посредник между природой и человеком. Смесь самых различных цветов на его картинах - словно зашифрованные коды, которые вызывают вибрации в сознании человека и настраивают его на частоту Земли, приводя его в исходное гармоничное состояние.

 На выставке представлена и работа, над которой автор трудился последние годы жизни – 2010-2011. «В Еравнинской степи» - большое, яркое полотно в желто-красных брызгах, в котором прозвучало последнее признание художника в любви родине. 

Еще один стиль, в котором работал Александр Казанский, – суровый стиль. Он сформировался в конце 50-х годов. Александр Владимирович был одним из первых художников, которые в своих работах показывали не счастливых хлеборобов и цветущие поля, а реальность послевоенного времени. 

Самая известная его картина «Рыбаки Байкала», над которой Александр Казанский долгое время работал и жил с рыбаками, в первые годы не нашла признания, так как многим тогда была непонятна суровость их лиц. Художнику советовали смягчить картину, внести изменения. Понадобилось пять лет для того, чтобы общество приняло это произведение. И тогда картина получила большой успех в Советском Союзе, ее можно было видеть на выставках в разных городах, она публиковалась в разных журналах и сегодня является одной из визитных карточек художника.

Рисовал Александр Владимирович и портреты, однако делал это нечасто. В одном из интервью он сетовал на то, что человек, которого он выбирал для картины, не всегда мог прийти позировать. В то время как художник, перед тем, как приступить к портрету, проделывает большую работу и накапливает творческую энергию, которая в итоге может быть не израсходована. «Поэтому иногда лучше рисовать с фотографии», - смеялся художник.

Рисовал он только тех людей, которых хорошо знал, и старался передать именно внутреннее состояние, характер человека. Так, глядя на портрет Георгия Москалева, сразу становится понятно, что перед тобой очень сильный человек, прошедший войну и переживший тяжелые годы. Старший товарищ Александра Владимировича тоже был ярким представителем «сурового стиля» в изобразительном искусстве.

Много работал художник над портретом своего одногруппника Цультэма, известного художника Монголии. Александр Владимирович часто ездил в соседнюю страну, где делал эскизы товарища. «Этот портрет был на выставке в Москве, и Третьяковская галерея хотела купить его, - рассказывает Лариса Ивашинова, вдова Александра Казанского. - Картины его есть и в Москве, и Санкт-Петербурге, но он не хотел с ней расставаться. Он прекрасно понимал, что она в галерее будет лежать в запаснике, и он ее никогда не получит для выставки, а ему важно было показывать свои работы. Поэтому он делал все, чтобы не отправлять этот портрет в Третьяковку, а потом сменилось руководство в галерее, так она и осталась у него».

Эту картину в числе семи работ Александра Казанского Лариса Ивашинова подарила Художественному музею. «У нас теперь имеется полная коллекция работ Александра Казанского, - говорит Татьяна Алексеевна. – Это очень важно, т.к. теперь зрители могут получить представление о каждом творческом этапе в жизни художника».

Кстати, Александр Владимирович - единственный художник из Бурятии, имеющий звание академика Российской академии художеств. Его мантия академика также представлена на выставке.

Работал Казанский и в монументальной скульптуре. Например, одна из его известных работ – роспись фасада гостиницы «Баргузин», который, к сожалению, вот уже несколько лет забит рекламными плакатами.

Соня Матвеева, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.