Горький вкус La Belle Époque

В Художественном музее открылась выставка литографий Анри де Тулуза-Лотрека под названием Paris, paris
A- A+
В зале художественного музея играет приятная французская музыка. Старомодные афиши яркими пятнами застыли на стенах. Поднимаешь взгляд к портрету и видишь… абсолютно живые глаза.

История жизни главного летописца Монмартра похожа на сюжет какого-нибудь драматического фильма из программы Каннского кинофестиваля. Анри де Тулуз-Лотрек с детства страдал неизлечимой болезнью, из-за чего его рост остановился на 152 см. Он на всю жизнь остался калекой и чувствовал себя ущербным. Этот физический недостаток наложил отпечаток на дальнейшую жизнь художника и определил его художественный стиль.

- Анри де Тулуз-Лотрек – современник Ван Гога и Гогена, знаменитый французский художник и график – один из ярчайших представителей постимпрессионизма, - рассказывает Варвара Щелканова, куратор выставки, сотрудник «Арт-Центра» в Перинных рядах (г. Санкт-Петербург). - Первые работы Тулуза-Лотрека были написаны в импрессионистической манере: его восхищали Эдгар Дега, Поль Сезанн. 

Родившись в аристократической семье, он мог в своем творчестве обращаться к тем темам, которые были запрещены, и рисовать то, что другие считали пошлостью или вульгарностью. Танцовщицы кабаре, клоунессы, певицы, артистки, продажные женщины – излюбленные персонажи работ Лотрека. Спустившись на самое «дно» Парижа, в этот гротескный мир масок, царство показного веселья, танцев и головокружительных трюков, он улавливал каждый жест, каждый взгляд. От его взора не ускользало ни перемигивание гостей бара, ни зарождавшиеся на его глазах романы, ни совершаемые сделки, ни мимика лиц.

Анри де Тулуз-Лотрек обладал уникальной способностью делать рисунок живым. В паре штрихов и линий он выворачивал наизнанку души хохочущих артисток, танцующих канкан, срывал с них размалеванные маски безудержного веселья. И глядя на афишу, которую, как правило, снимали сразу же после выступления, ты видишь не рисунок – ты видишь человека, его сокровенные мысли и чувствуешь его эмоции. 

В карнавальном мире Монмартра Анри де Тулуз-Лотрек чувствовал себя как дома. Сливаясь с толпой в парах абсента, он забывал о своей ущербности.

«Любовь к кабаре, богемному веселью, простоте общения видна в каждой работе художника, - рассказывает Варвара Щелканова. - По сравнению с полотнами импрессионистов, их глубоким анализом света и тени, глубокими чувствами и мимолетными ощущениями, афиши кабаре могут показаться довольно низким жанром, зато здесь не было никаких правил, и Тулуз-Лотрек мог рисовать так, как считал нужным. Афиши Анри были искренними и правдивыми — на них изображалось ровно то, что ожидало посетителя за дверьми кабаре, а люди – понятными, с легко считываемыми характерами. Таким образом, Тулуз-Лотрек внес большой вклад в становление жанра афиши, став одним из зачинателей искусства литографии, или печатного плаката, в котором его яркая декоративная манера могла быть применима в наилучшем свете».

В каждой своей работе он максимально правдиво, иногда даже беспощадно, стремился передать индивидуальную характеристику своей модели. Его интересовал человек во всех своих проявлениях.

Выставка Paris, paris продлится до 29 ноября.

Соня Матвеева, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.