Жить или выживать?

О том, как работают детские тренеры в Бурятии
A- A+
Есть такая грустная тренерская шутка, согласно которой аббревиатура ЗТР (заслуженный тренер России) на самом деле расшифровывается как «три тысячи рублей». В Бурятии средний возраст детских тренеров давно превысил пенсионерский, а зарплата - ниже средней по республике. «Номер один» пообщался с воспитателями будущих чемпионов и узнал, что стоит за тренерским энтузиазмом.

О печальной судьбе тренеров юных спортсменов известно давно. Долгие годы эти энтузиасты буквально горели на работе, получая копейки. Вместе с громкими спортивными событиями, которые грянули в нашей стране (Универсиада в Казани и Олимпиада в Сочи), о поддержке детских тренеров вновь заговорили на самом высоком уровне. Однако сами наставники спортивных талантов пока не сильно ощущают государственную заботу. 

Недавно тренер детско-юношеской школы по горным лыжам в городе Кировске Мурманской области Юрий Гололобов объявил о голодовке и забастовке. Причина — унизительная зарплата в 3500 рублей в месяц, которую получает не только он, а большая часть тренеров начальной подготовки. 

- Наша власть много говорит о развитии спорта, но забывает о самом главном — о фундаменте, на котором держится эта пирамида. Я готов поддержать и создание профсоюза или других тренерских объединений, но мои коллеги опасаются увольнений и не готовы идти с шашкой наголо. Сколько же таких несчастных тренеров по всей стране, но они боятся защищать свои права. Такое впечатление, что работающие с детьми специалисты никому у нас в стране не нужны, – говорит этот тренер. 
 
Тренеры в Бурятии пока не готовы на столь радикальные меры, однако молчать о нищем положении больше не намерены. 

В футболе остались одни пенсионеры 

Сергей Иванов – личность известная в бурятском футболе. В молодости этот атакующий полузащитник подавал большие надежды и считался одним из главных талантов в республике. Он дорос до юношеской сборной Советского Союза, однако большую часть карьеры провел в родной Бурятии. Сегодня тренерский стаж Сергея Селиверстовича насчитывает более трех десятков лет, за которые он воспитал немало больших игроков. 

По словам тренера, дети приходят в футбол очень рано, в 5-6 лет, поэтому педагогические знания тренеров, знания детской психологии и физиологии выходят на первый план. Если у тренера нет практики – он будет не развивать ребенка, а гробить его. 

- Работа с детьми – это самое сложное и ответственное занятие. А у нас платят копейки, вот и остались одни энтузиасты. Посмотрите, кто тренерами работает в нашей спортивной школе? Все же пенсионеры давно. Мы и в 90-х тренерскую карьеру не бросили, а теперь кому мы нужны? Тогда меня звали и в бизнес, и в милицию. Сейчас бы сидел и получал пенсию в 20 тысяч. А сегодня никто из выпускников спортфака не идет в профессию, – сетует тренер. 

Самого большого успеха среди его учеников достиг вратарь ЛВРЗ Александр Павлуцкий, который на Сурдлимпийских играх в 2009 году выиграл серебро. Благодаря этой победе Сергею Иванову присвоили звание заслуженного тренера России. 

- Как это ни смешно, но за «заслуженного» мне ни копейки не доплачивают. Хотя я знаю тренера по дзюдо, которому за звание добавляют почти 20 тысяч в месяц. А так получается, что базовая ставка 3250 рублей. Плюс районный коэффициент, где-то 6800-7200. Еще путинская добавка почти в 8 тысяч рублей. Получается примерно 15 тысяч рублей в месяц, – озвучивает печальную арифметику Сергей Селиверстович. 

Если вам кажется, что тренер работает только вечером, а в остальное время занимается своими делами, то вы глубоко заблуждаетесь. 

- У нас занятость 26 часов в неделю, хотя в школе у учителя она примерно18-20 часов. И работать с детьми нужно регулярно, никаких больничных не возьмешь. Вот и пашешь целыми днями, – замечает наставник. 

Приближающийся чемпионат мира по футболу не вселяет оптимизма в детского тренера. 

- Осталось три года, а все деньги идут только на стройку стадионов. А кто их будет заполнять, какие дети будут там заниматься? У нас же все загублено на корню. Вот у меня 40 детей, и мы занимаемся на Центральном стадионе три раза в неделю, благо город оплачивает. Но этого мало, чтобы был результат, нужно пять раз в неделю тренироваться. Зимой мы переходим в спортзал на Борсоева, там платим аренду 6000 рублей в месяц. Собираем эти деньги с детей – кто 100 рублей принесет, кто 200. В итоге я со своей зарплаты оплачиваю часть этой аренды. Моя жена так и говорит, что всю зарплату обратно на футбол трачу, – говорит тренер. 

Плавание – дело рук самих пловцов

Николай Тетерин занимается плаванием больше 40 лет. Долгие годы он воспитывал юных пловцов в бассейне на «Восточных воротах». Сегодняшнее положение детского тренера иначе как аховым он не называет. 

- Если хочешь прийти в детский спорт и заработать большие деньги, то лучше и не начинать, – заявляет Николай Афанасьевич. - Вот есть такая лошадь, которая ходит в цирке по кругу – стоит ее убрать с круга, она умрет. Так же и детский тренер, который может заниматься только детьми. Но для этого нужна гибкая система поддержки. Сегодня мир живет в рынке, а у нас спорт остался в прошлом и живет по законам чиновников. 

Кроме зарплат, еще одним плевком в душу тренера Николай Тетерин называет «суточные». 

- Вот сегодня, чтобы поехать на соревнования, дают 550 рублей суточных. В каком городе можно переночевать за такие деньги? А 450 рублей на питание в день и 100 рублей на дорогу? Это же издевательство! – возмущается тренер. 

Сегодня Николай Афанасьевич занимается адаптивным спортом, в том числе и детским. Среди его учеников и Михаил Асташов, многократный рекордсмен страны. 

- Во всем мире спорт для инвалидов – это оценка качества государства, как оно относится к своим гражданам. А у нас еще Леонид Ильич говорил, что в СССР инвалидов нет, тогда в 80-м году впервые не было Паралимпийских игр. И сегодня в Бурятии выделяют огромные деньги на плавание, но оно почти все идет на обслуживание бассейнов. А в них почти нет ставок детских тренеров. К примеру, когда открыли бассейн на Бабушкина, то открыли сразу ДЮСШ-8, где было 10 ставок, – вспоминает Николай Афанасьевич. 

Олимпийская каста

Однако столь низкие зарплаты фигурируют не во всем тренерском цехе Бурятии. Приставка «олимпийский» значительно увеличивает доход тренера. Именно в неравном денежном поощрении по олимпийской принадлежности и кроется конфронтация представителей различных видов спорта в республике. Например, в школе олимпийского резерва № 10 молодой тренер получает больше 20 тысяч рублей! 

- В нашей школе несколько молодых тренеров, и никто не получает меньше 20 тысяч. А некоторые тренеры с опытом зарабатывают под полтинник. Все зависит от разряда и результатов учеников, – утверждает тренер по вольной борьбе СДЮСШОР-10 Григорий Кожевников. 

Григорий Кожевников закончил карьеру спортсмена два года назад. Свою жизнь вне ковра он не мыслит, да и образование Григорий получил профильное. 

- Чтобы стать великим тренером, не обязательно быть великим спортсменом. Тот, кто обладает информацией и методикой, тот и будет на коне. Работать по старинке и кричать «пахать, надо пахать» уже нельзя. Поэтому постоянно занимаюсь самообразованием, – рассказывает Григорий. 

В школе у него две группы - начальной подготовки, где занимаются 20-25 спортсменов, и учебно-тренировочная группа, куда ходят более опытные ребята. Возраст учеников варьируется от 10 до 14 лет. 

- Если мы будем работать только на массовость, то будем получать стабильную, но невысокую зарплату. Так и мотивация пропадет, а соревнование должно быть всегда – не только среди спортсменов, – говорит Григорий. 

Недавно назначенный министр спорта Баир Ангуров своей главной целью заявил массовость в спорте, которой невозможно добиться без педагогов начальной подготовки. Остается надеяться, что эта благая цель повлечет за собой и увеличение заработка детских тренеров. 

Лев Хандажапов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.