Воздушная тревога

Бурятии грозит авиакатастрофа с непредсказуемыми последствиями
A- A+
Один из самых страшных кошмаров грозит превратиться в ужасающую реальность для жителей Бурятии. Летчики гражданской авиации бьют тревогу – «ТГК-14» строит опасный объект прямо возле посадочной полосы. Уже получены все необходимые документы от разных инстанций. Однако есть мнение о том, что такое необдуманное решение грозит стать причиной одной из самых страшных авиакатастроф. Могут пострадать не только пассажиры и члены экипажа, но и жители города Улан-Удэ. 

36 лет в авиации

Все дело в том, что «Улан-Удэнский энергетический комплекс» компании «ТГК-14» в опасной близости от взлетно-посадочной полосы планирует построить трубу высотой 45 метров. 

Борис Сергеевич Суворов проработал в гражданской авиации летчиком 36 лет. Застал и расцвет советской авиации, и неразбериху 90-х. Живет бывший летчик рядом с местом службы, в микрорайоне Аэропорт, и поблизости от котельной, которая обеспечивает теплом весь поселок. 

Требования безопасности полетов у таких профессионалов «вбиты в подкорку». Это не удивительно, пилот отвечает не только за себя и экипаж, но и за десятки и сотни человеческих жизней. Именно поэтому, когда Борис Сергеевич узнал о готовящейся стройке, то сразу собрал все необходимые документы и обратился в Восточно-Сибирскую транспортную прокуратуру с просьбой опротестовать опасный проект. 

- Я пенсионер, бывший летчик, я работал на авиапредприятии, - рассказывает Борис Сергеевич. - Сейчас я уже несколько лет пенсионер. Я ведь не только за себя ходатайствую. 

Как рассказал нам Борис Сергеевич, в 1982 году на приаэродромной территории поселка Аэропорт построили котельную. И дымовую трубу высотой около 28 метров. Хотя изначально высота трубы планировалась 45 метров. Тогда строительство высокой трубы ограничили специалисты Госавианадзора, потому что она находилась поблизости от взлетно-посадочной полосы (ВПП). Нормативы были прописаны в документах гражданской авиации.

А в 2012 году филиал «Улан-Удэнский энергетический комплекс» энергетической компании «ТГК-14» вдруг подал документы специалистам аэропорта «Байкал» для согласования на строительство трубы высотой в 45 метров. Достаточно быстро все было согласовано. В протоколе, подписанном пятью специалистами разных должностей и квалификаций, сказано: «Комиссия ОАО «Аэропорт Байкал» согласовала удлинение высоты существующей дымовой трубы до 45 метров, с выполнением дневной светомаркировки и светоограждений». 

После согласования документ отправили на утверждение в Восточно-Сибирское межтерриториальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта. Они тоже не увидели в удлинении трубы ничего страшного, и документ согласовали.

С этим решением согласились и в Восточно-Сибирской транспортной прокуратуре. 

- Я спросил в прокуратуре: «Следуя вашей логике, значит, рядом с полосой можно строить высотные сооружения высотой 50 метров? И это, по вашему мнению, не будет представлять опасности для полетов?» Но мне ничего не ответили, - рассказывает Суворов. 

В этой связи интересно вспомнить о том, что люди, построившие одноэтажные дома на территории значительно дальше 4 км от взлетно-посадочной полосы, попали в санитарно-защитную зону аэропорта. И их дома почему-то представляют опасность и подлежат сносу. 

Русская рулетка

Борис Сергеевич уверен: такое попустительство и выборочное рассмотрение нормативов может закончиться одной из самых страшных трагедий в истории авиакатастроф. 

- На аэродроме находится взлетно-посадочная полоса. Ее длина где-то 3000 метров, а ширина 45 метров, - объясняет летчик. - Самолет в сложных метеоусловиях, в условиях плохой видимости летит примерно на высоте 6-9 тысяч метров. Он земли не видит, выходит на дальнеприводную радиостанцию, которая находится в 4 км от полосы. Потом выходит на ближний привод – вторую станцию, которая находится в 1 км от полосы. 

Когда самолет «идет» в условиях плохой видимости, диспетчер командного пункта дает пилоту координаты снижения на дальний привод, например, на высоту 400 м. Самолет благополучно проходит на этой высоте и подает сигнал диспетчеру. После этого с 400 метров он постепенно снижается, и на расстоянии примерно 8 км он должен взять курс строго по полосе и снизиться уже до 200 метров. Затем еще ниже - 60 метров. 

Как рассказал нам Борис Сергеевич, каждому командиру присваивается свой минимум, до какой высоты он имеет право снижаться. 

- Если у летчика минимум 30 метров, то он будет снижаться до этого расстояния. А теперь представьте, что экипаж не видит земли и летит по указаниям диспетчера. Может случиться так, что прибор даст ошибку или сами пилоты ошибутся. Если вблизи посадочной полосы нет никаких препятствий, то такие ошибки не критичны. В нашем случае самолет может отклониться от осевой линии и попасть прямиком в трубу. А ведь рядом с этой котельной находится школа, там рядом есть дома. Вы представляете, сколько будет жертв?! 

Летчик уверен, что вероятность такого столкновения очень высока. И каждый полет в условиях плохой видимости превратится для пассажиров и экипажа в русскую рулетку: повезет - не повезет.

Елена Медведева, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.