Собачий спецназ

В заповеднике появилась бесшумная угроза для браконьеров
A- A+
Когда-то старший госинспектор «Заповедного Подлемлорья» Артур Мурзаханов увидел передачу о том, что в Канаде на охраняемых природных территориях незаметно подобраться к браконьерам помогают собаки. Упряжки передвигаются по сугробам бесшумно и позволяют настигнуть нарушителей прямо на месте преступления, не спугнув звуком мотора. 

«У собак двигатели не гудят»

Артур Мурзаханов давно мечтал о собаках, которые были бы прирожденными перевозчиками, и в свое время даже пытался приучить к перевозке лаек. Но лайка – не та собака, которая с удовольствием даст себя запрячь. Выбор пал на маламутов. 

Сейчас на кордоне «Монахово» живут два взрослых маламута - мальчик Байкал и девочка Малу, а в помощь им уже подрастают еще два малыша той же породы - Белка и Стрелка. Госинспектор объясняет, что маламуты очень ласковые и тихие собаки, созданные как будто специально для взаимодействия со спецназом заповедника. 

- Они незаменимы для патрулирования, просто идеальный вариант. Можно подойти к браконьерам «неслышно». У собак ведь двигатели не гудят. Тихо подъехал, и все. И еще ни звери, ни птицы не боятся собак. То есть их никто не слышит. 

Возиться, дрессировать пушистые милые создания егеря сегодня могут себе позволить. Как уже сообщал «Номер один», спецгруппа «Баргузин» сумела очистить от браконьеров территорию Чивыркуя и Баргузинского района. В свободное от работы время Артур Мурзаханов делает потрясающие снимки дикой природы Бурятии, знакомится с дикими зверьками и ведет онлайн-блог в соцсетях. 

- Если с браконьерством было бы плохо, я бы соболей не фотографировал и собаками не занимался, - смеется госинспектор Артур Мурзаханов. – И сейчас я могу больше времени уделять организационной и эколого-просветительской работе. 

Характеры, как у людей

Не так давно заповедный спецназ получил в помощь самые последние технические спецсредства. Ездовые собаки – еще одна подмога для егерей. Но, по словам Артура, воспринимать умных собак как бездушные инструменты для работы - невозможно. У них все как у людей, и характеры разные, и привычки. 

- Байкал, например, у нас молодец – тянет упряжку, а вот Малу немножко ленится. У животных ведь все как у людей: одни работящие, другие ленивые. Поэтому Малу приучаем к работе, как можем, - смеется Артур.
 
Тем не менее эти собаки очень добродушные, спокойные, не агрессивные. Поэтому под чутким руководством егеря поездить на собачьей упряжке и пообщаться с пушистыми красавцами могут не только спецназовцы, но и все желающие. С детьми у маламутов особые отношения. Ребятня может сколько угодно тискать и играть с собаками и никогда не получат в ответ агрессию. 

Но прежде чем взяться за какое-то дело, нужна сноровка и людям и собакам. Тут, как и на любой тренировке, нужно было сначала объяснить собакам, что от них собственно требуется, и научить их различным командам. 

- Тренировки проходят, как и обычно. Обучение командам, объезд. Команды, правда, специальные: налево, направо, стоять. Непосредственно для того, чтобы собака ходила в упряжке, - объясняет Артур Мурзаханов. 

В тренировке собак Артуру помогает его жена Елена, которая, по словам госинспектора, так тесно общается и настолько хорошо их понимает, что можно подумать, она умеет разговаривать с ними и понимает собачий язык. 

- Еще раньше, когда я был охотником-промысловиком, она всех моих собак натаскивала. Она их понимает так, как будто знает их язык. Елена и лаек охотничьих в свое время тоже ставила в упряжку, - вспоминает Артур.

Если собака научилась тащить за собой упряжь, то человеку остается только подавать команду. Для людей катание на упряжке – дело несложное. И, по словам Артура, каждый, кто пробовал, говорит, что такое катание – счастье.

- Я в позапрошлом году впервые сам встал за упряжку. Это просто лекарство от всяких стрессов, депрессий и всего негативного. Это такое счастье! Представьте себе, что на улице хорошая погода, и вы летите по льду Байкала! Эти ощущения, наверное, сложно описать словами, нужно просто один раз попробовать и проехаться с собаками, - уверен главный госинспектор.

Общение с природой в заповеднике не ограничивается только маламутами, там же вы можете увидеть охотничьих лаек и вволю пофотографировать баргузинского соболя и других пушистых обитателей заповедника. Кстати, два диких зверька сейчас живут на передержке у сотрудников. 

Елена Медведева, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.