Выброшенные из жизни

Психологам удается вернуть в семьи половину детей-отказников
A- A+
Как можно относиться к матери, которая отказывается от собственного ребенка? Можно ли оправдать такой поступок? Ответ всем известен. Однако не все ситуации одинаковы. Как выясняется, далеко не всегда отказ от ребенка вызван безответственностью или вредными пристрастиями мамы. 

Травмы детства

Через руки руководителя службы профилактики отказов от новорожденных Натальи Шурыгиной прошли сотни таких судеб. И каждая история уникальна по-своему. Почти в половине случаев речь идет о вполне благополучных, здоровых матерях. Что их толкает на такой шаг? 

По словам Натальи Шурыгиной, главные причины – тяжелые жизненные обстоятельства и… психологические травмы детства. Очень часто женщины, у которых в детстве были проблемы с матерью, боятся повторить такое же поведение в отношении своих дочерей. Женщине, которой в детстве говорили о том, что она – обуза и ничего не может добиться в жизни, очень сложно справиться с такой травмой в течение всей жизни. Вырастая, эта девушка будет подсознательно опасаться того, что сама сможет навредить точно так же уже своей доченьке. И выбирают лучший, на их взгляд, вариант - отдать ребенка в более надежные, по их мнению, руки. 

В 2014 году произошел подобный случай. Улан-удэнка Ирина родила здоровую девочку, но внезапно решила от нее отказаться. 

- Она говорила мне, что отказывается от нее, что дочка ей не нужна. Но я вижу, что все ее тело, голова, жесты, эмоции говорили о том, что она хотела забрать свою малышку. Но как будто стена какая-то встала. В общем, она отказалась от ребенка и выписалась, - рассказывает Наталья Владимировна. 

Маленькую девочку перевели временно в детскую больницу. Однако Наталья Шурыгина не сдавала позиций и постоянно звонила молодой маме. И однажды Ирина позвонила ей сама. 

 - Она звонит, слышу, что она где-то бродит на улице, - вспоминает медицинский психолог. - И мы с ней начали говорить обо всем на свете, она постепенно начала рассказывать мне о своей жизни. Рассказывала про все, но ни одним словом не обмолвилась про маму. Сейчас я понимаю, что у многих женщин, которые отказываются от дочерей, были проблемы с мамой. А это сказывается на повзрослевшей девочке. 

Таким образом, в разговорах о жизни по телефону они общались три недели. И в один из вечеров Ира сказала долгожданные слова: «Наталья Владимировна, я не знаю, что со мной, но у меня разрывается сердце! Я не могу без нее! Я все время ее представляю, думаю о ней. Не могу больше!». 

На следующий день психолог под руку с молодой мамой поехали в больницу, посмотреть на малышку. И одного взгляда на маленькую доченьку было достаточно, чтобы Ирина начала собирать все документы. Она решила забрать малышку домой.

Череда испытаний

Некоторые истории вполне достойны стать основой для сценария к фильму или написания книги. По словам Натальи Шурыгиной если уж судьба решила, что какому-то малышу суждено остаться в семье, то все обстоятельства будут этому способствовать, что бы ни случилось. 

Однажды, придя на работу, Наталья Шурыгина, узнала, что к ней на прием записалась женщина. «Она судима, - предупредили врача. - Отбывала наказание в тюрьме». 

Психолог ожидала увидеть «бывалую» даму, всю в наколках и с соответствующим мировоззрением. Но увидела перед собой маленькую худенькую женщину. С заплаканными глазами, ранимую и беззащитную.

Как выяснилось, у Ольги (имя изменено) была семья - двое сынишек и муж. Жили в северном районе Бурятии. Дом, работа, семья - все было, как у всех. Беда нагрянула нежданно. Во время возникшего скандала, переросшего в драку, в дом прибыла полиция. Пытаясь защитить детей от разбуянившегося мужа, женщина по ошибке ударила участкового. По всей видимости, отсутствие умысла доказать не удалось. За сопротивление сотруднику правоохранительных органов и нанесение побоев женщину осудили на три года колонии. 

В это время ее муж начал пить, привел в дом другую женщину. Вместе с новой подругой пропили почти все. Детей забрали органы опеки. Вернулась Ольга к разбитому корыту. Ни кола, ни двора, ни семьи, ни детей. Хотела вернуть сыновей, но в опеке попросили ее сначала устроиться на работу. Женщина устроилась на работу вахтовым методом. Подсчитав, что деньги получит неплохие, она отправилась работать в тайгу.

И, казалось бы, судьба сжалилась над ней. Там она встретила и полюбила достойного мужчину, своего же земляка. Все складывалось удачно. Супруги подзаработали денег, вернулись в родное село. Тут же начали собирать документы, для того чтобы вернуть сыновей, и планировали новую жизнь. Мечтали и о своих детях, и вскоре Ольга забеременела. Однако судьба нанесла новый удар. Ее любимый внезапно умер. Причина – оторвавшийся тромб. И вместо свадьбы Ольге пришлось организовывать похороны. На тот момент она не подозревала о том, что носит в животе двойню…

Всю беременность отработать на вахте

Родственники погибшего гражданского мужа не приняли беременную женщину, отказав ей в какой-либо помощи или поддержке. Ольге ничего не оставалось, как снова уехать на север, в тайгу на заработки. 

- Приехала второй раз она ближе к родам, - вспоминает Наталья Владимировна. – Вот здесь мы и встретились. Я ее спрашиваю, что же вы так, без УЗИ, без больниц. А она говорит: «Я была два раза беременна, уж примерно-то представляю, что и как». 

Во время «таежной жизни» женщина принимала витамины, питалась натуральной пищей, сама себе измеряла давление. Физической активности тоже было хоть отбавляй: и дрова носила, и снег чистила. Вернувшись с работы, решила ехать рожать в Улан-Удэ. Только деньги за работу все никак не перечисляли. И тогда Оля пришла к Наталье Владимировне. Отчаявшаяся, испуганная. 

- Пошли на УЗИ с ней, и тут выяснилось, что у нее двойня. Для нее был шок, - рассказывает медицинский психолог. 

Малыши в утробе не стали разбираться в жизненных перипетиях мамы и родились в назначенный срок. Вот только мать по-прежнему не знала, что ей делать – ни жилья, ни денег не было. Мальчики родились с недовесом. Их пришлось на время поместить в больницу. Женщина поселилась в приюте при церкви. 

А дальше судьба, видимо, устав бороться с несгибаемой женщиной, смирилась и дала ей вздохнуть полной грудью. На материнский капитал Оля купила жилье, устроилась на работу, забрала из детдома двоих старших сыновей и зажила счастливой жизнью. Одна с четырьмя любимыми сыновьями. 

Неожиданный диагноз

Еще один яркий случай, по словам Натальи Владимировны, наглядно демонстрирует то, что женщине после родов нужно время. В далеком 2009 году в кабинет Натальи пришла роженица, о которых принято говорить «возрастная». Беременность у Маргариты протекала нормально. Особых причин волноваться не было. Наоборот, ребенка ждали. Старший сын вырос и собирался уезжать в вуз в другой, далекий город. Муж и жена решили, что бог дал ребенка им в утешение. И только после родов врачи озвучили диагноз, который шокировал мать. Малыш родился с синдромом Дауна.  

- По какой-то причине это просмотрели на УЗИ. Потом когда сделали более глубокий анализ, действительно, подтвердился диагноз. А мать говорила, что не станет забирать ребенка. Все твердила мне: «Я устану, я сгорю как свечка», - рассказывает Наталья Шурыгина. 

Муж у Маргариты был на инвалидности, и женщина боялась, что не сможет ухаживать и за мужем, и за больным ребенком. Выписалась мать на следующий день. Одна. 

Какова же была радость врачей, когда на следующий день Маргарита приехала назад, да не одна, а со всей семьей. Со слезами умиления, раскаяния и радости они забрали сынишку. Сейчас мальчик растет в семье, и родители не нарадуются на солнечного малыша. 

История без финала

К сожалению, далеко не всегда истории с «ненужными» детьми заканчиваются положительно. 

Надежда родила девочку с внешней патологией, которая встречается очень редко. (Из этических соображений мы не станем публиковать редкий и узнаваемый диагноз, чтобы не навредить ребенку.) Отказ матери последовал моментально, несмотря на дотошную и кропотливую работу психологов. Тогда, выписывая роженицу из больницы, ее попросили оставить свои телефоны, что Надежда и сделала. Однако впоследствии выяснилось, что все номера, кроме личного, были несуществующие. И однажды на звонок ответила мама Надежды. На вопросы заведующей отделением о состоянии Иры сквозь слезы ответила, «После выхода из роддома моя дочь спилась, она теперь пьет беспробудно. Каждый день. Я не знаю, что с ней делать».

Тогда Наталья Владимировна спросила, не хочет ли бабушка поинтересоваться здоровьем своей внучки. Этот вопрос шокировал женщину. Ведь Надежда, вернувшись из роддома, сказала ей, что ребенок умер. 

«Нет, - говорю, - девочка ваша жива. Она родилась с патологией, но она жива». Тогда бабушка новорожденной обещала приехать к девочке в «Аистенок», - говорит Наталья Шурыгина. 

Пока что эта печальная история не получила своего продолжения. И что будет с брошенной девочкой, непонятно. 

Подобным историям, по словам Натальи Шурыгиной, нет числа. Далеко не все матери, оставляющие детей, безнадежные алкоголички и наркоманки. Таким матерям психологи и сами не горят желанием отдать ребенка. В остальных случаях, несмотря ни на какие обстоятельства, врачи до последнего надеются на то, что мать вернется за своим ребенком и скажет ему заветные слова: «Пойдем домой». 

Елена Медведева, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.