Анна Огородник: «Иду по жизни, смеясь»

Ее силуэт в джинсах и футболке и искренний живой смех сразу привлекают внимание
A- A+
Ее работа – подкарауливать взгляды, интересные эмоции и движения спортсменов, политиков, артистов и обычных людей. Сегодня в нашей рубрике «Автопортрет» Анна Огородник - одна из самых известных фотографов Бурятии. 

О детстве и волшебстве

Мое детство прошло на Ключевской, я была средней в семье с двумя братьями. Девчонкой была очень упертой и бойкой. Помню, сначала я грезила стать милиционером. Меж тем в первом классе я разбила витрину с кубками… А в третьем классе подралась с мальчиком: я ему выбила зуб, и он мне выбил тоже. Его мама очень сильно и очень долго ругалась.

Стать фотографом я мечтала, уже будучи ученицей второго класса. Дядя, который увлекался фотоискусством, учил моих братьев, что да как, а я увязалась с ними. Красная комната, появление картинки через увеличитель - романтика, о которой сегодня можно только с ностальгией вспоминать, - как в это не влюбишься? Конечно, получалось у меня не сразу. Но дядя учил, что при каждом кадре нужно записывать параметры в блокнот: с каким фокусом, с какой выдержкой снят тот или иной момент. Так я стала учиться. Снимала все вокруг, но в основном своих домашних.

О возвращении

К сожалению, в период перестроечного времени пропали реактивы, и съемки пришлось прекратить. Только после рождения дочери отец моего мужа отдал мне свой старый пленочный «Киев». Я начала фотографировать ребенка и ходить по детским садам. Снимала всех с одного дубля, печатала фотографии. Андрей (супруг Анны. - прим. ред.) очень ругался, что трачу много пленки. Но в 2004 году я приобрела себе первый цифровой фотоаппарат. Это был настоящий прорыв для меня. В то же время исчез целый пласт романтики, зато я уже не оглядывалась на многие мелочи.

И все-таки начало нулевых было непростым временем. Умерла мама, и я была не готова остаться без нее. Тогда наш друг посоветовал окунуться в работу, можно сказать, меня отправили в абсолютно новую газету, которая называлась «Бизнес Пост». Так я стала верстальщиком. Постепенно вновь вернулась к фотографии.

После «Бизнес Пост» я начала сотрудничать с «Информ Полис» и потихоньку ушла в свободную журналистику. Сегодня я снимаю для большого количества редакций на заказ, иногда заинтересованные люди выкупают у меня уже готовые репортажи. В общем, фотографией я живу, зарабатываю.

О славе

Я еще не стала по-настоящему знаменитой. Да, меня знают, ко мне обращаются и везде зовут. Если говорить о востребованности, то она пришла ко мне примерно в 2005 году. Мне не раз говорили, что я самый трудолюбивый фотограф. Во многом это благодаря поддержке моего мужа. Кстати, я влюбилась в него с первого взгляда в 1997 году и с тех пор мы неразлучны. 

Об общем деле

К семейной гармонии мы с Андреем пришли не сразу. Когда только поженились, он работал в охране и недоумевал, как могут обычные съемки отнимать так много времени. Тогда я предложила ему побыть мной: купила второй фотоаппарат, звала с собой в поездки. После первой же поездки он понял все. Со временем Андрей стал профессиональным фотографом, а сегодня работает оператором на БГТРК. С 13 лет сопровождает меня на многих мероприятиях и наша дочь Вика, которая взяла камеру в руки в 11 лет.

О свободном времени

Для комфортной жизни лично мне не хватает в сутках, пожалуй, еще часов 12. Мой день начинается примерно в семь утра, у мужа того раньше - в пять, а заканчивается примерно в полночь. Поэтому свободного времени практически нет. Бывают дни, когда я закрываю плотно окна и ничего не делаю, просто лежу. Думаю, это полезно, чтобы не было выгорания, ведь через меня проходит очень много людей, эмоций.

О традициях и мечтах

Но все-таки, как и у каждой семьи, у нас есть традиции, которые всегда с нами. Например, мы любим ездить на велосипеде. А еще, вне зависимости от дня недели, приглашаем домой наших друзей и сами ходим в гости. Я стараюсь всегда приготовить что-то новое на ужин. В последнее время очень много стала выкладывать фотографий в соцсетях. Был случай, когда у меня просили кулинарный совет прямо в маршрутке. Блинный торт на сковородке вообще почему-то сорвал у всех домохозяек крышу. Его испекли в Лондоне, несколько человек в Москве, в Питере и, конечно, у нас. Думаю, когда я стану бабушкой, обязательно открою маленькую кафешечку, ко мне будут приходить знаменитости и обычные люди, и мы будем с ними готовить.

О достижениях

Наше главное достижение - это Вика. Второе - наверное, выставка «Минии Буряад», которая в январе открылась в московском полпредстве Бурятии при президенте России. Поработали мы над ней всей семьей, старались показать свой взгляд на Бурятию, на то, какая она солнечная, какие здесь добрые, светящиеся люди. Возможно, эта выставка откроет кому-то наш регион, и к нам заглянут новые путешественники.

О журналистике и саморазвитии

Я не училась в университете, не было возможности, зато теперь у меня замечательная дочь, муж и кошка. И я по-настоящему счастлива. По сути чего хочу от жизни, поняла, наверное, только к 35 годам. А хочется… думаю, больше писать как журналист. Благодаря этому синтезу фотографий и текста я победила на минувшем конкурсе ОНФ. Еще хочется, чтобы в центре моих материалов всегда был человек. Например, редакторы часто просят отчета с какими-то руководителями. И вот отснимем их, все пойдут кушать, а я побегу снимать простого человека, который работает на комбайне. Потому что директор директором, а вот этот парень в поле пашет. Он хлеб-то дает, это он в четыре утра встает, это у него руки по локоть в мазуте.

О воспоминаниях фотографа

Первым моим мощным опытом были съемки во время визита Владимира Путина. У него была поездка в Иволгинский дацан, из всех журналистов в Бурятии была аккредитована только я, все остальные были из кремлевского пула. Я безумно волновалась: с шести утра постелили ковровые дорожки, было очень много сотрудников ФСО, нарядных лам с хадаками. Когда Путин прилетел, ламы выстроились длинным коридором. И вот незадача: каждого журналиста поставили в определенной точке, а снять мне нужно было каждый подход. Тогда я бежала с президентом настоящий марафон. Поскольку ламы меня знали, спокойно расступались и давали мне возможность сделать кадр. После ко мне подошли и сделали замечание, что так работать нельзя. Я же просто сделала круглые глаза и сказала, что о правилах не знала. Разумеется, все я знала, но мне нужно было качественно выполнить свою работу, и я это сделала.

Еще в память мне врезалась фотосессия с главным федеральным инспектором по Бурятии Александром Клочихиным, для которого мы делали серию фотопортретов. Инспектор был очень хорошим человеком, но не публичным, и мы с ним оба волновались. Но в итоге снимки получились настоящие, теплые. Но вскоре я узнала, что его не стало. Было очень горько. Та фотосессия оказалась последней в его жизни, и одна из моих фотографий теперь уже на его памятнике. Это тяжело.

О работах и матах

Когда меня спрашивают, как научиться фотографировать хорошо, я говорю, что просто нужно фотографировать очень много. Но я пока не могу сказать, что мне нравятся все мои работы. Бывает, что я ухожу в «депрессию» - начинаю делать черно-белые снимки. А потом возвращаюсь в цвет с новыми идеями.

Вообще, я человек, который не заморачивается на проблемах, неудачах. Иногда меня выводят, и я начинаю материться по-монгольски, но это бывает очень редко. В основном, я иду по жизни, смеясь. 

Марина Ушакова, для «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.