Спирогиру принесли туристы?

Появилась новая и самая экзотическая версия присутствия спирогиры на Байкале
A- A+
Якобы, толпы туристов приносят вредные вещества в озеро на своих телах. До появления водоросли, видимо, отдыхающие были или более чистыми, или с какой-то другой кожей. По существу же, всерьез Байкалом по-прежнему мало кто занимается.  

«Дикий» отдых

Участник очередного круглого стола, прошедшего в Улан-Удэ и посвященного проблемам Байкала, шокировал общественность своим заявлением. Начальник отдела Росрыболовства выдвинул новую версию критического состояния озера. По мнению Валерия Кильдюшкина, в этом виноваты туристы. Они превращают Байкал в болото. 
- Надо выявить предельно допустимое количество туристов, которые могут отдыхать на Байкале, не вредя его экологии, - говорит чиновник.

Росрыболовство заявляет: из-за того, что в летний период тысячи туристов купаются в озере, появляется и развивается спирогира. Ведь опасная водоросль питается фосфатами, активный носитель которых – человек. Валерий Кильдюшкин предложил спасти жемчужину за счет сокращения численности отдыхающих.

Выявить максимальную нагрузку на озеро он предлагает ученым Бурятии. В первую очередь заострить внимание на «диких» туристах (отдыхающих самостоятельно). С его слов, они наносят двойной удар по экологии Байкала. Кроме фосфатов, разжигают костры возле воды, там же паркуют и моют машины, а отдохнув, оставляют горы мусора. И это несмотря на существующие меры ответственности.

- За «автомойку» на водном объекте можно получить штраф от 3 до 400 тысяч рублей, - просвещает начальник отдела Росрыболовства, - такому «туризму» противодействовать сложно. И практически невозможно отследить.

«Расправиться» с отдыхающими можно, только сократив их количество. Но для этого нужны основания в виде исследований, уверен Валерий Кильдюшкин. Звучит странно. Ведь во все времена желающих искупаться в Байкале было много. А водоросль появилась только в 2010 году. Радикального роста туристов в этот период не зафиксировано. Потому и винить отдыхающих в «болезнях» Байкала, по меньшей мере, не логично.

Кто виноват?

В Байкальском институте природопользования удивились заявлению Росрыболовства. Исследования о негативном влиянии туристов никто не проводил. Для поиска причин водоросли необходимо 200 миллионов рублей. В федеральной целевой программе по охране Байкала средств на подобные исследования не заложено.

-До конца не выяснены причины появления спирогиры. Никто не знает точно, туристы в этом виноваты, антропогенная деятельность или изменение климата, - рассказывает Эрдэни Санжиев, научный сотрудник лаборатории экономики природопользования, кандидат географических наук.

Ежегодно к нам приезжают по девятьсот тысяч путешественников. Они приносят 200 миллионов рублей в республиканский бюджет. Экономика Бурятии не готова отказаться от таких денег. А вот турагенты, как ни странно, могут принести свою прибыль в жертву. 

- Если действительно будет доказано, что туристы наносят вред экологии Байкала, мы готовы ограничить их количество и понести убытки. Ведь речь идет о состоянии нашего озера, – говорит Станислав Доржиев, менеджер туристического агентства. 

 Но стоит ли вообще чем-то жертвовать, если очевидно, что туризм не является причиной «гибели» озера? Проблемы куда глубже. Неочищенные сбросы и выбросы, разрешенные всеми контролирующими органами, не только разрушают биосистему, но и убивают байкальских эндемиков. 

Министр природных ресурсов Бурятии Юрий Сафьянов заявляет: в большей степени влияние на состояние Байкала оказывают неэффективные очистные сооружения. Их в Бурятии три десятка, лишь 4 из них соответствуют экологическим требованиям. В Иркутске вообще ни один фильтр не удовлетворяет запросы экологов. 

Превращает озеро в болото и Иркутская ГЭС, потребляющая 1300 кубометров байкальской воды в секунду. Пресечь это расточительство действующее законодательство не может. Зато имеет возможность поощрить. Так, правительство России планирует расширить границы минимального и максимального значений уровня Байкала. Другими словами, воды иркутянам можно будет брать еще больше. 

По прогнозам экспертов, в мае уровень Байкала упадет на 35 см ниже предельной отметки. От такого мелководья опять пострадает рыба – не родится 2,5 тонны. Валерий Кильдюшкин сокрушается: «Люди тоже подливают масло в огонь. Добывают песчано-гравийные материалы в местах ее нереста. Гребут песок тоннами. Предлогом доступа к реке выступает якобы необходимость дноуглубительных работ».

Проконтролировать такие работы, как и «дикий» туризм, практически невозможно, продолжает начальник отдела. Инспекторов водоохраны сокращают по десять человек в год. На контролера приходится как минимум 10 километров прибрежной территории, которую отследить в два глаза - задача не из легких. 

Вот и получается, что до состояния озера никому нет дела. Вместо того, чтобы спасать, госструктуры выдвигают все новые и новые предположения, пытаясь их обосновать. 
Чиновники считают каждую копеечку, выделенную на Байкал. Инспекторы не могут ничего сделать, потому что их мало, а ученые разводят руками, добавляя: «Байкал – всемирное достояние. И беречь его надо всем миром». Остается только надеяться, что когда-нибудь ответственность все же проснется. И Байкал спасут. Главное, что было не поздно. 

Елена Темникова, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.