Тренерский коллапс

В Бурятии будущих чемпионов воспитывают одни пенсионеры
A- A+
Сегодня со всех трибун говорят о развитии массового спорта. Миллиарды рублей выделяются на строительство спортивных объектов, однако самой главной проблемой в Бурятии является кадровый вопрос. 

Молодые специалисты не идут в отрасль из-за низкой зарплаты. Большинство медалей, о которых рапортуют спортивные чиновники, добыли воспитанники тренеров старой школы. Их возраст перевалил за 60 лет, а смены даже не предвидится. Если ситуация не изменится, то через несколько лет в тренерском цеху Бурятии наступит коллапс. 

Финансовое дно

Еще лет 30 назад детско-юношеский спорт в нашей стране был развит практически идеально. Везде функционировали различные спортивные школы, и любой ребенок мог записаться в них. Обучение было бесплатным, а наиболее талантливые дети через некоторое время начинали заниматься спортом профессионально. Из детско-юношеских школ самые достойные спортсмены попадали в национальные команды по разным видам спорта. Снабжение олимпийской сборной молодыми талантами было поставлено, что называется, «на поток».

Сегодня в Бурятии, несмотря на все бодрые заявления спортивных чиновников о всеобщем развитии массового спорта, дела обстоят не так оптимистично. Ведь основа массового спорта у молодежи – это квалифицированные детские тренеры, которые, собственно, первыми замечают будущих чемпионов и растят их. С детскими наставниками у нас наблюдаются большие проблемы. И главная из них – финансовая.

Для примера можно взять вид спорта номер один – футбол. Помощник главного тренера во взрослой футбольной команде получает, если речь идет о премьер-лиге, минимум 500 тысяч евро в год. В первом дивизионе зарплата тренера начинается со 100 тысяч евро. Средняя зарплата детского футбольного тренера в России в элитной школе – не более 30−35 тысяч рублей. В обычной улан-удэнской платят и того меньше – в среднем от 6 до 15 тысяч. Как говорится, почувствуйте разницу. Именно поэтому в корпусе детских тренеров нехватка кадров. 

Старики дают медали

Современный тренерский цех Бурятии – это 2348 специалистов, из них 848 работает в сельской местности. Большинство наставников составляют мужчины, представителей прекрасного пола почти 30 процентов. Ну и самые печальные цифры – более 1500 специалистов приближаются к пенсионному возрасту, а доля молодых тренеров до 30 лет составляет лишь четверть от общего количества. 

– Это давняя проблема. В нашу отрасль не идут молодые специалисты из-за низкой зарплаты. Выпускники спортфака предпочитают правоохранительные органы, – говорит начальник отдела спорта и подготовки резерва минспорта Баир Дашибальжиров. 

Однако, несмотря на ужасающую статистику, в профильном ведомстве призывают не драматизировать ситуацию.
 
– У нас сейчас средний возраст тренеров 50–55 лет, но это не пенсионный возраст, а закалка старой школы. И во многих видах спорта это расцвет, когда есть и опыт, и силы. В той же стрельбе из лука тренеры начинают давать результат под 60, а среди борцов самому успешному тренеру Валерию Иванову и вовсе 70! И пока молодежь раскачивается, работает не с полной отдачей и ищет место, где больше платят, ветераны по-прежнему дают результат, – оптимистично настроен Баир Дашиевич. 

Однако с таким мнением не согласна директор самой успешной спортивной школы олимпийского резерва Наталья Бумбошкина. Среди выпускников этой школы – все олимпийцы Бурятии последних лет: от Бальжинимы Цыремпилова до Любови Волосовой.  

- Мы давно начали подтягивать молодежь. Тех, кто не хочет работать, мы потихоньку убираем. Молодые тренеры уже дают результат, вот, например, Батомункуев воспитал победителя первенства мира по борьбе среди слабослышащих. То, что начинающие тренеры мало получают, – это не везде и зависит от самой школы, где разрабатывают положение о премировании. Мы, например, платим 3 тысячи подъемных молодому специалисту плюс доплачиваем за звание. Так что меньше 20 тысяч они не получают. Думаю, это неплохо. А хочешь больше - доказывай своей работой, – замечает директор СДЮСШОР №10.  

Учеба под вопросом

Что касается качественного состава тренерской категории Бурятии, лишь 2/3 бурятских тренеров имеют высшее профильное образование. Все они учились в БГУ на факультете физической культуры, спорта и туризма, или, как говорят в народе, на «спортфаке». 

В последние годы главная кузница тренерских кадров заметно поредела. Причина банальна – все меньше выпускников мечтают связать свою жизнь с этим ремеслом, отсюда и снижение бюджетных мест. В этом году дошло до того, что бесплатные места вообще убрали!

– Каждый год падает проходной балл на специальность учителя физкультуры и тренера. На следующий год количество бюджетных мест на эти специальности составит ноль. Нам минобразования дает контрольные цифры по набору, то есть, получается, министерство не нуждается в учителях физкультуры и тренерах, – предполагает заместитель декана спортивного факультета Ольга Доржиева. 

По словам замдекана, если не будет желающих учиться за деньги по этой специальности, то набор просто отменят. Думается, желающих выложить 200 тысяч за дневное обучение на спортфаке и корочку тренера в Бурятии немного. Тем более что большинство поступающих на спортфак традиционно из сельской местности, из небогатых семей. 

В этих условиях учиться останутся только заочники. В массе своей это люди, которые уже работают и просто хотят повысить свою квалификацию. Учитывая цену заочного обучения (100 тысяч за 4 года), среди них почти нет представителей молодого тренерского поколения. 

Молодежь хочет денег

Размышляя над вопросами молодежного спорта, выслушав экспертные мнения, можно прийти к выводу, что данный вопрос имеет много аспектов, нет какого-то одного «виновника» проблем, на которого можно было бы с возмущением указать. Звезды-ветераны тренерского цеха не только не уступают своих мест, но и продолжают штамповать медали. А молодые наставники с горящими глазами задерживаются только в тех спортшколах, где их специально стимулируют. 

– Тренерская профессия мне всегда казалась привлекательной и интересной, и, даже столкнувшись с трудностями в ней, я не изменил своего мнения. Если говорить о трудностях, с которыми сталкиваются сейчас детские тренеры, то их довольно много. И большая загруженность, и непростая ситуация со спорткомплексами, и маленькая зарплата, – говорит молодой тренер Игорь Павлов. 

Сейчас уже наблюдается тенденция, что значительная часть детского спорта финансируется за счет родителей. И достаточно эффективно эта система действует в большом теннисе, художественной гимнастике, фигурном катании, спортивных бальных танцах. Примером тому могут служить расплодившиеся футбольные клубы для детсадовцев, которые как раз открыли предприимчивые молодые тренеры, не желающие работать за нищенскую зарплату. 

Такой вопрос, как качество обучения, а главное, эффективность платных школ и секций, никем не изучался. Возможно, и там когда-нибудь будут массово взращиваться успешные ребята. Однако сегодняшняя ситуация, когда всю тренерскую работу по воспитанию чемпионов государство сложило на плечи стариков, мягко говоря, не нормальная. 

Лев Хандажапов, «Номер один». 

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.