20.01.2016
В Бурятии объединились три музея, чтобы показать жизнь драконов в мире людей

Проект впервые создан Национальным музеем Республики Бурятия совместно с Музеем Бурятского научного центра СО РАН и Кяхтинским краеведческим музеем имени В.А. Обручева.

Дракон – единственное существо из знаков 12-летнего цикла, которое никто не видел. Никто не знает, как он выглядит и существует ли вообще, однако его образ является одним из самых популярных в мире. Убедиться в этом можно на выставке «Полет дракона. Степной шелковый путь».

«Мы хотели показать влияние и культурное взаимодействие Китая и Бурятии, – говорит Любовь Левитина, одна из создателей выставки. – Археологические находки подтверждают развитие пограничной торговли Китая с хунну, тюрками, уйгурами, монголами. Китайские товары и подражание им стали частью культуры кочевников. В эпоху хунну, в 121 году до н.э., первый караван с шелком и бронзовыми зеркалами прошел из Китая к Ферганскому оазису, положив начало формированию Великого шелкового пути. Из Средней Азии в Китай проникли виноград, люцерна, фасоль, гранатовое дерево, шафран, ореховое дерево; с Запада привозили стекло, драгоценные и полудрагоценные камни, пряности и косметику. По степному пути из Китая в другие страны купцы везли железо, никель, драгоценные металлы, шелка, зеркала, вазы, лаковые изделия и другие товары с изображением различных сюжетов и существ. Среди них – дракон, наиболее известное мифологическое создание».

Дракон является покровителем Китая. Китайский народ считает это мифическое существо своим тотемным животным, что уникально, ведь обычно люди выбирают себе в защитники реально существующих существ – волка, лебедя и т.д.

Тем не менее в культуре Китая дракон является божеством, защищающим людей от зла, и означает все положительное, доброе, несет позитивное начало, символизирует богатство, удачу и процветание. Уже в VIII–V вв. до н.э. в Китае талантливых людей уподобляли драконам. Например, Конфуций сравнивал с этим мифическим животным Лао Цзы, а родителям желали, чтобы их дети «стали драконами», то есть умными и способными людьми.

На выставке можно видеть первое в мире изображение «огнедышащего».Оно выполнено из нефрита и относится к 5–3 тысячелетию до нашей эры. Пока у дракона нет крыльев, лап, усов и прочих привычных для нашего восприятия атрибутов. В этом образе его еще называют свинорылым, так как его нос выполнен в виде пятачка. В целом прообраз дракона лаконичен и внешне схож со змеей. Такое изображение было найдено на территории Внутренней Монголии и относится к культуре Хуншань – самой известной в Китае. 

Рисунки дракона можно видеть на различных предметах – это и посуда, вазы, печати императоров, ножи, украшения, одежда. На выставке посетители увидят предметы декоративно-прикладного искусства, археологические артефакты, костюмы народов Центральной Азии, танка, ритуальные предметы и многое другое.

Среди экспонатов предстоит увидеть и зеркало, найденное совсем недавно дачниками Улан-Удэ в своем огороде. На нем, кстати, также изображен дракон. 

С IX века дракон известен и в буддистском искусстве, где он играл роль защитника Будды и священных канонов буддизма. Его изображения можно было найти на архитектурных деталях храмов, на ритуальных предметах, в скульптуре и на иконах. Традиции в использовании образа дракона были заимствованы и буддизмом Тибета, а в дальнейшем Монголии и Бурятии. Его изображение, как защитная сила, присутствует и в архитектуре бурятских дацанов, в ритуальных предметах, на тканях храмовой атрибутики и облачении монахов, исполняющих ритуальные танцы Цам.

Интересной композицией представлен комплекс Ганжурвэ-гэгэна: здесь можно видеть одежду и атрибуты Данзана Норбоева, одного из буддийских перерожденцев. Его резиденция находилась в Цугольском дацане в Читинской области. Детская мантия, чехол для седла, сбруя – везде можно видеть символ дракона.

Глубоко вошел образ дракона и в бурятскую культуру. Как сильное животное и символ власти он встречается на одежде тайшей и статусных знаках знатных людей (дэнзэ). Обязательные атрибуты мужчины – нож и ножны – часто были украшены изображением дракона, который дарует свою силу мужчине.

Дракон – это и символ императорской власти. Поэтому его рисовали на печатях. На выставке есть одна сувенирная печать в виде дракона, изрыгающего жемчужину. Этот сувенир создан по легенде, согласно которой дракон держит за щекой жемчужину – средоточие его силы и энергии, и иногда ее изрыгает.

Представленные предметы собирались на протяжении многих лет из разных источников: археологические раскопки, дацаны, частные приобретения коллекционеров. Подобная выставка, посвященная образу дракона и взаимодействию культур Китая и Бурятии, проводится впервые в музее истории Бурятии имени М.Н. Хангалова.

Соня Матвеева, «Номер один».
^