Покупательский «экстремизм»

Подкинуть волос или таракана в суп, чтобы не оплачивать обед, покрасоваться в платье один вечер, а после вернуть обновку обратно в магазин
A- A+
Число покупателей-хулиганов увеличивается с каждым годом. Потребительский «экстремизм» – тенденция заработать на «халяве» добралась и до Бурятии. Владельцы магазинов и кафе устали бороться с хитроумными клиентами. 

Волосы в бесплатном обеде

Существующий закон о защите прав потребителей целиком и полностью защищает покупателей. С одной стороны, клиенты магазинов и заведений общепита заботливо окружены правовой броней. С другой – развязываются руки у тех, кто, чувствуя безнаказанность, идет жаловаться в надзорные органы по любому, даже самому пустяковому или даже вымышленному поводу. При этом многие обиженные клиенты требуют выплатить им огромные средства за компенсацию морального ущерба.

Только за прошлый год в Роспотребнадзор республики обратились более 4000 граждан, из них 98 % призвали предпринимателей к ответственности, отстояли свои права и добились компенсации. При этом неизвестно, кто из жалующихся действительно пострадал от некачественных товаров и услуг, а кто просто решил обогатиться за чужой счет. Реестра обманщиков ведомство не ведет.

Однако и без черного списка видно, что желающих обмануть «богатенького» бизнесмена очень много. Особенно горожане любят бесплатно поесть. Здесь проявляются все их творческие способности. Как только не ухищряются посетители выбить бесплатный обед или компенсацию, например, в виде блюда от шеф-повара.

– Чаще всего люди пытаются подкинуть посторонний предмет в остатки блюда. Например, почти доедают пиццу и в оставшийся кусочек кладут волос. Затем подзывают официанта и начинают ругаться, – рассказывает известный ресторатор Денис Гармаев.

В этом случае наученные горьким опытом рестораторы запасаются видеокамерами, а затем просто прокручивают кадры назад прямо на глазах у любителя халявы. Посетителю не остается ничего иного, как оплатить свой обед. 

Однако, несмотря на хорошую систему видеонаблюдения, попадаются и настоящие «фокусники», разоблачить которых сложно даже при просмотре кадров. Неуловимым жестом руки они «профессионально» подкидывают в еду не только волосы, но и скрепки, живых тараканов и даже щепки. Как говорится: кто во что горазд.

Кроме опытных потребительских «экстремистов», приходят за наживой в кафе и бесхитростные люди. Они обогащаются примитивным способом – воруют посуду и кухонную утварь.

Разонравилось платье

Под прицелом хитрецов также продавцы одежды. В Бурятии уже давно у женщин появилась привычка брать одежду на сутки. Особенно любят это делать выпускницы. Дабы не тратить большие деньги на один вечер, девушки покупают роскошное платье, а после бала возвращают одежду обратно под простым предлогом: «разонравилось». 

– Если товарный вид платья сохранен, нам приходится делать возврат денег. Ведь по закону покупатель имеет право вернуть товар в течение 14 дней, – рассказывает администратор одного из крупнейших магазинов брендовой одежды Олеся Иванова.

Олеся отмечает, что каждый день ей приходится оформлять до семи возвратов. В основном приходят девушки и требуют возврата денег за платья, блузки и юбки. Бывает, приносят и порванные вещи. Причем заметно, что дыра появилась по вине покупателя (чем-то зацепили подол, к примеру). Такие покупатели – самые скандальные, он готовы жаловаться в Роспотребнадзор и подавать в суд на поставщика якобы некачественного товара.  

Но дырявые вещи - это еще капля в море. Требуют возврата также за грязные, пропахшие дымом вещи. О таких примерах нам рассказала владелица бутика модной молодежной одежды.

– Девушка долго примеряла, выбирала вещи и в итоге купила очень дорогой пиджак. А спустя пару дней принесла его обратно. Сказала, что цвет ей не нравится. На самом деле пиджак был прокуренный. Видимо, сходила в нем в клуб, там курила, а потом принесла обратно. Естественно, мы отказали ей в возврате, – говорит владелица магазина одежды Fashion Reform Анастасия Болонева.

«Вы не знаете, с кем имеете дело!»

Третье, но далеко не последнее по популярности место для наживы, – магазин бытовой техники. Сюда в последнее время приходят только самые опытные обманщики, ведь процедура возврата компенсации сложная. Обыденным в этой сфере стало отдавать технику в сервисный центр на ремонт и забывать про нее на несколько лет. После объявляться с судебным иском и требованием возместить моральный ущерб. 

- Начинают предъявлять продавцу требования о взыскании стоимости товара, неустойки, морального вреда и штрафа в пользу потребителя, - рассказывает юрист одного из крупнейших магазинов бытовой техники города. 

Еще один инструмент для достижения своих целей – угрозы. 

– Покупатели пафосно представляются сотрудниками правоохранительных органов, чтобы заполучить здесь и сейчас лишний бонус или денежную компенсацию. И по факту чаще всего оказывается, что покупатель действительно занимает определенную должность в органах, – говорит юрист. 

Доходит до абсурда. Случается, что покупатель борется за товар, который никогда не приобретал. К примеру, подает в суд на определенный сервисный центр и говорит, что именно туда сдавал на ремонт дорогущую электроплиту. За неимением никаких доказательств заручается поддержкой со стороны родственников и друзей. Последние придерживаются мифа и нагло врут фемиде. После выигрыша сговорщики благополучно делят «навар». 

Вообще в последнее время за покупателями замечена тенденция обманывать буквально на всем. От попытки заполучить бесплатный обед до судебного дела с баснословной суммой взыскиваемого морального ущерба за проявленное к ним неуважение и испытанный стресс. Самое страшное в этих ситуациях то, что действующий закон зачастую не может защитить предпринимателей. А только играет на руку так называемым потребительским «экстремистам». 

Тема о способах борьбы с нечестными покупателями не раз поднималась, как на семинарах бизнес-сообществ, так и в Народном Хурале. Но, к сожалению, отклика у депутатов так и не нашла. Тем временем бизнесмены, пытающиеся выжить в непростых условиях кризиса, вынуждены оплачивать многотысячные счета за чьи-то хитроумные операции и аферы. 

Елена Темникова, «Номер один».

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.