БайкалБанк как разменная монета?

Местный банк пытается поглотить «банковский альянс»
A- A+
В руководстве БайкалБанка появились новые лица. По мнению экспертов, федеральные советники готовят банк к слиянию с неким «банковским альянсом», что грозит Бурятии очередными финансовыми потерями.

Новые все лица

В руководстве многострадального БайкалБанка появились новые лица - Виталий Авдеев и Игорь Сараев. Виталий Авдеев работает на руководящих должностях в банковской сфере с 2007 года. Вплоть до 2015 года он являлся председателем правления «ФИНАРС Банка».

Это финансовое учреждение в декабре 2014 года Центральный банк в числе других девяти банковских учреждений привлекал к административной ответственности за нарушение требований закона о борьбе с отмыванием денежных средств. 

Коллега Авдеева – Игорь Анатольевич Сараев – тоже фигура интересная. Он возглавлял правление «Далькомбанка», который был присоединен к МТС-банку. 
Один из основных акционеров МТС-банка является АФК «Система» Евгения Евтушенкова. 

Отметим, что Евтушенков занимает 35-е место в российском списке Forbes за 2015 год с состоянием 2,8 млрд долларов США. В 2014 году Следственный комитет России возбудил в отношении него уголовное дело по подозрению в отмывании денег. В январе 2016 года дело прекратили. 
 
Виталий Авдеев, Игорь Сараев были представлены в БайкалБанке председателем его совета директоров Александром Венидиктовым как «советники». Однако, по имеющейся у нас информации, они наделены значительными полномочиями практически во всех сферах управления банком. Кроме того, по данным официального сайта БайкалБанка, Виталию Авдееву уже принадлежит 8,19 % акций БайкалБанка.

По мнению экспертов, БайкалБанк хотят использовать в своей игре. В первую очередь из-за наработанной годами репутации надежного финансового учреждения среди клиентов, а также признанной Банком России значимости среди кредитных организаций на рынке платежных услуг. Судя по тому, что новые советники пока не строят далеко идущих планов в развитии финансового учреждения, остается только догадываться, зачем им понадобился банк с хорошей репутацией.

Остапа понесло

Небезызвестный в Бурятии Александр Венидиктов, имя которого связывают с открытием филиалов в Крыму, - далеко не новичок в банковской сфере. По данным открытых источников, он стоял у истоков создания ГУТА-банка. Занимал должность председателя Совета директоров «Уралпромстройбанка». С его участием был создан и Свердловский губернский банк. Позже он решил попробовать себя в производстве колбасы и тушенки и зашел в «Бурятмяспром». 
 
Однако большой опыт банковской работы не принес ему популярности в БайкалБанке. Как выяснилось, среди коллег к нему намертво «прилипло» знаковое прозвище Остап. 

По всей видимости, региональный банк интересен Александру Венидиктову для получения господдержки из федерального бюджета на реализацию амбициозных инвестпроектов в Крыму и Бурятии. В обоих субъектах РФ подконтрольные ему фирмы декларируют планы строительства крупных птицеводческих комплексов. Кроме того, в Улан-Удэ остается в подвешенном состоянии проект «Новый город», предполагающий комплексную застройку микрорайона Мясокомбинат ЗАО «БМП-Агро». Его воплощение в жизнь было приостановлено из-за отсутствия разрешения на строительство и положительного заключения экологической экспертизы. Однако, по информации пресс-службы администрации Улан-Удэ, «Новый город» продолжает числиться среди семи жилищных проектов в нашем городе, вошедших в программу «Жилье для российской семьи». На его реализацию также могут понадобиться серьезные деньги. А где их взять, как не в банке? 

Но до последнего времени Александр Венидиктов не имел реальных рычагов управления БайкалБанком, выполняя в качестве председателя Совета директоров, в основном, представительские функции. Этот пост он получил на этапе вхождения банка в Крым, инициатором чего, возможно, и являлся. Но ключевые решения принимались правлением банка во главе с Вадимом Егоровым.   

Банк «распечатали»

26 апреля в БайкалБанке произошел загадочный технический сбой. По официальной информации руководства, в этот день на банк была совершенна хакерская атака - попытка вывода большого объема информации. Вместе с тем существует мнение, что какой-то особо страшной атаки не было. Рядовая попытка «слива» информации была, но эту угрозу легко устранили. 

А проблемы у БайкалБанка, по версии сразу нескольких информированных источников, возникли раньше, в марте и начале апреля, и были связаны с различными предписаниями и ограничениями со стороны службы банковского надзора Центробанка РФ. Фактически созданы искусственно. В результате чего банк лишился доступа на рынок межбанковского кредитования и возможности восполнять ликвидность. Руководство устало бороться с «ветряными мельницами» и пошло на крайнюю меру, чреватую лишением банка лицензии, - закрыло офисы, возможно, намеренно обострив ситуацию, чтобы прояснить, чего от него хотят чиновники Центробанка РФ, и выйти из-под их давления. 

Однако БайкалБанк не был лишен лицензии. Это, пожалуй, самое удивительное. Банк уже был отключен Центробанком РФ от системы «Банковские электронные срочные платежи» (БЭСП). Как отмечает РИА «Новости», «кредитные организации, которые ЦБ отключает от БЭСП, часто лишаются лицензии. В редких случаях отключение от этой системы является временным, вызванным техническими, а не финансовыми причинами. Также ранее уже были случаи, когда ЦБ отключал банк от БЭСП, затем снимал наложенные ограничения, но в итоге все же отзывал у банка лицензию».

Переломным моментом в этой ситуации стало решение общего собрания акционеров БайкалБанка об увеличении объема выпуска акций до 5 млрд рублей. Произошло то, что в конце 90-х и первой половине «нулевых» называлось «распечатать» фирму. 

До этого момента войти в состав акционеров БайкалБанка против воли его руководства было практически невозможно. Акции не торговались на биржах, эмиссии были небольшими и тут же выкупались близкими к банку людьми или предприятиями. Никто из акционеров не имел даже блокирующего пакета акций, не говоря о контрольном. Это обеспечивало банку самостоятельность.

Но в сложной ситуации, в которой БайкалБанк оказался к концу апреля, его руководство, видимо, согласилось пожертвовать контролем над банком и его самостоятельностью ради восстановления платежеспособности и выполнения обязательств перед клиентами. Тогда-то и появились новые лица, представленные Александром Венидиктовым, который везде, в том числе в правительстве РБ, недвусмысленно дал понять, что теперь он будет играть в банке первую скрипку. 

Кому выгодно?

Следуя стародавнему cui prodest? (кому выгодно?), можно прийти к выводу, что Александр Венидиктов оказался едва ли не единственным бенефициаром операции по «распечатыванию» БайкалБанка, осуществленной, как предполагают эксперты, по тщательно разработанному сценарию и с участием чиновников Центробанка РФ. Не потому ли за отключением банка от БЭСП не последовал отзыв лицензии, что это не входило в планы сценаристов-заказчиков?  

По нашим данным, за праздничные дни команда прибывших в БайкалБанк «советников» Александра Венидиктова заметно увеличилась. Означает ли это, что процесс передачи им акций (вслед за 8,19 %, уже принадлежащими Виталию Авдееву) продолжится? Весьма вероятно.

На наш звонок в приемную председателя БайкалБанка Вадима Егорова секретарь ответила, что он находится в командировке. Вслед за акциями передаются и бразды правления? Не исключено.     

Перетягивание каната

Появление новых фигур в руководстве БайкалБанка - хорошо это или плохо для его клиентов и Бурятии в целом? Ответ зависит от того, что они собираются делать дальше. Повышать финансовую устойчивость банка, как было заявлено на пресс-конференции в конце мая? Или «пилить» и распродавать его активы и филиальную сеть?

Некоторые эксперты предполагают мрачный сценарий. По их мнению, банк будет переименован и в его составе останутся филиалы в Москве, Крыму и Севастополе. Разумеется, под контролем загадочного «банковского альянса», чьих представителей привел в БайкалБанк Александр Венидиктов. Все, что в Бурятии, отойдет какому-нибудь банку федерального уровня, заинтересованному в быстром развитии своей инфраструктуры в регионе. В этом случае может закончить свое существование и Национальный банк Бурятии как территориальный орган Центробанка РФ. Если в республике не останется самостоятельных кредитных учреждений, надобность в местном надзорном органе отпадет. 

Насколько обоснованны столь пессимистические прогнозы, покажет только время и действия новых акционеров БайкалБанка. А также то, сможет ли правительство РБ найти рычаги влияния на них и убедить в необходимости сохранения республиканского банка. Пока ситуация напоминает перетягивание каната. 
 
По мнению экспертов, до настоящего времени БайкалБанк и правительство РБ работали взаимовыгодно. Значительная часть околоправительственных и бюджетных организаций Бурятии были его клиентами - проводили через местный банк деньги, перечисляли зарплаты, открывали счета.

Не секрет, что БайкалБанк был одним из лучших партнеров для местного бизнеса. Даже несмотря на недавние события, многие из юридических лиц и ИП предпочли остаться его клиентами. И все получали свою выгоду. Банк – клиентов, клиенты – выгодные предложения, а республиканский бюджет – хорошие отчисления. Даже при возможном слиянии останется шанс на то, что банк не откажется от поддержки местного бизнеса. Вот только «пенки» с доходов банка снимать будут далеко за пределами Бурятии. 

Ирина Соколова, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.