«Голос кочевников»: бурятский Вудсток, инди-рок из Монголии и кинематографическая музыка
Международный фестиваль «Голос кочевников» в этом году прошел в восьмой раз, и многие называют его лучшим за всю историю проекта
И это при том, что бюджет проекта был меньше, чем в прошлые годы, а среди музыкальных коллективов не было таких громких имен, как, например, Борис Гребенщиков.
Творческое «разнотравье»
Во многом такое мнение связано со сменой локации фестиваля. Из стен концертных залов города он переместился в степь. На два дня Ацагатская долина стала домом для тысяч людей, которые приехали на фестиваль. И речь идет не только о жителях Бурятии, но и о меломанах из других регионов и стран. На «бурятском Вудстоке» или «Коачелле», как уже прозвали «Голос кочевников», можно было видеть гостей из Индии, Германии, Польши и так далее.
Вкусный воздух, который пахнет разнотравьем и дымом от шашлыка, – это первое впечатление от фестиваля. Зеленые холмы, обилие травы и цветов, розовый закат, ветер в волосах и музыка, идеально ложащаяся на эту панораму, – вот что ждало гостей фестиваля. Формат open-air’а дарил ощущение свободы и чего-то настоящего, вечного.
За этой легкостью и красотой, конечно, скрывается большой труд. Это и работа волонтеров, которые не только курировали музыкантов, прибывших для выступления, но и следили за чистотой в туристическом комплексе, и инфраструктура, и организованные места для курения, парковка, наличие всех служб – полиции, «скорой помощи».
Кстати, мероприятие прошло без каких-либо происшествий и конфликтов. И, как отметил министр культуры РБ Тимур Цыбиков, покемонов здесь никто не ловил.
Вместе с тем публика собралась совершенно разная – это и продвинутая молодежь с розовыми, голубыми, сиреневыми волосами, и бабушки-дедушки, которые, между прочим, даже танцевали под бурятский рэп.
Да и программа фестиваля была довольно-таки разнообразной: на одной сцене выступали и фольклорные коллективы, и молодые рокеры из Улан-Удэ, и бурятские рэперы, а под занавес отжигали диджеи из Baikal nomads.
Но обо всем по порядку.
Современное этно
Главная миссия фестиваля «Голос кочевников» – в этнофутуризме и движении вперед. Это место экспериментов и открытия новых имен в мире музыки. И если вы до сих пор слушаете Верку Сердючку или Натали, то рекомендуем обратить внимание на, например, коллектив с Алтая «Новая Азия».
Музыканты давно знали о «Голосе кочевников» и хотели принять участие, ведь в России музыкальных событий такого формата – единицы. Стиль, в котором играет «Новая Азия», – современное этно. Горловое пение, алтайские народные инструменты икили, топшуур, комус и шоор, с одной стороны, и семплеры, секвенсоры, бас-гитара, барабаны – с другой.
Группа объединяет азиатские и европейские музыкальные традиции, взгляд на музыкальное наследие народов Сибири и Средней Азии, Монголии и Китая через эмоции и ощущения современности.
Однако это не воспроизведение уже существующей старины – музыканты создают новое звучание, вдохновившись фольклором. Руководитель группы и автор текстов Александр Трифонов отмечает: каждая песня – это небольшая история, легенда или миф. И группа стремится к некой кинематографичности своей музыки. Это хорошо чувствуешь, сидя на горе, где тебя обдувает ветром, а перед глазами природные красоты. В такие моменты и вправду возникает ощущение, будто ты часть какого-нибудь фильма.
Высший балл для монголов
Несмотря на то что группа A-sound выступала в Бурятии впервые, на фестивале присутствовало немало их поклонников. Некоторые знали наизусть все звучавшие со сцены песни. Выступление модных монголов стало самой веселой и драйвовой частью фестиваля, когда зрители отплясывали перед сценой не жалея ног.
– Название A-Sound означает best sound, то есть «лучший звук». Ведь даже в школе букву А используют как высший балл. А мы всегда стремимся к совершенству звучания, – рассказывают музыканты.
A-sound появились десять лет назад с первым синглом Forever, который стал настоящим хитом в Монголии. Их дебютный альбом Release девять недель держался на первом месте в монгольском музчарте. Он полностью записан на английском языке и, не зная происхождения группы, трудно понять, что альбом создан в соседней стране.
Группа покоряет своим стилем, легкостью и, конечно, чистым голосом вокалиста Тэмуулэна, в который невозможно не влюбиться. В настоящее время музыканты работают над третьим альбомом, презентация которого состоится в Улан-Баторе в ноябре.
На «Голосе кочевников» музыканты исполнили наиболее известные композиции, как на английском, так и на монгольском языке.
«Музыка – это язык Бога»
Так говорит член группы Bani (Грузия) Песо Гвициани. Каждый раз, когда в Бурятию приезжают грузинские коллективы, концертные залы набиваются до отказа. Вот и группу Bani ждал успех. Грузины открывали и закрывали фестиваль. Билеты на открытие фестиваля, которое состоялось 21 июля в Бурятской филармонии, раскупили задолго до мероприятия. А в завершающий день – 23 июля – можно было часто слышать вопрос: «Когда же на сцену выйдут грузины?». Вышли они в 10 вечера, к этому моменту количество зрителей увеличилось в разы.
В чем причина такого успеха грузинских коллективов? – «Номер один» спросили у самих Bani.
– Грузинская музыка, даже если ее исполнять на гитаре, без барабанов, такая, что сразу хочется танцевать и веселиться, – говорит Песо Гвициани. – Это сплошной адреналин! У нас в крови это, мы – народ веселый, это отражается и в музыке.
В Грузии дети начинают танцевать и петь с шести-семи лет.
– Мы гостеприимный народ, – продолжает Песо Гвициани. – Всегда гости за столом, сидит тамада, который говорит красиво, со стихами. Всегда присутствуют танцы, музыка.
Музыканты, как и все остальные, проделали долгий путь до Улан-Удэ, однако остались в восторге от фестиваля и от того, как их приняли: «Это сплошные эмоции! Для творческого человека самое главное богатство – это аплодисменты. Мы получили здесь это богатство».
Свой первый альбом Bani выпустили год назад, сейчас готовят второй. Над каждой песней они работают по два месяца. И готовы исполнить новые композиции в Бурятии.
Глубокий след в сердце
Необычный коллектив под названием «Лазурно-золотой берег Запредельного» прибыл к нам из Забайкальского края. Как признается руководитель группы Павел Чернизов, традиционная культура бурят очень близка им по духу. Коллектив состоит из этнографов, поэтому музыкантов интересует музыка, в которой чувствуются изначальные корни всех народов.
К слову, коллектив уже выступал в Улан-Удэ с концертом. Это было два года назад в дни празднования Сагаалгана в дацане «Ело Ринпоче», и концерт был посвящением руководителю дацана.
На «Голосе кочевников» группа исполнила ту же программу, что звучала в дацане, а сами музыканты признаются, что фестиваль оставил у них «глубокий след в сердце».
Эксперименты
Бадма-Ханда Аюшеева выступала на первом «Голосе кочевников», выступила она и сейчас. Однако на этот раз зрителей ждали необычные дуэты и сюрпризы.
Так, совместное выступление певицы с бурятским рэпером Хатхур зу (Сергей Биликтуев), в котором они объединили бурятскую народную песню «Наян Нава» и рэп «Чинии туло», главный создатель фестиваля Наталья Уланова назвала «символом фестиваля».
Удивил и дуэт Бадмы-Ханды с всемирно известным художником Зорикто Доржиевым. Они исполнили песню Стинга Frаgile.
– Не знаю, как меня сюда занесло, – смеется Зорикто Доржиев. – Все было затеяно с хорошим чувством юмора. Я пошутил, почему бы Бадме-Ханде не сделать интернациональную вещь и не исполнить известную песню на английском языке, необычную для ее репертуара и голоса. Идея показалась интересной, слово за слово, в итоге мне пришлось отвечать за свою шутку.
Кстати, если бы Зорикто Доржиев не стал художником, он наверняка стал бы рок-музыкантом. Художник не раз говорил о своей любви к музыке, и в детстве у него была даже своя рок-группа.
Авторы идеи решили, что песня Стинга идеально подходит для степи.
– У нас интересный состав получился: помимо того что Бадма Ханда поет на английском языке в первый раз, на бас-гитаре играет Саян Дамбаев, владелец ресторана «Чингисхан», наш большой друг, музыкант, Евгений Селезнев из ансамбля «Байкал» и Мэдэгма Доржиева, она играет на клавишных. Практически все занимаются совсем не своим делом, – рассказал Зорикто Доржиев.
Сам же художник играл на гитаре. А Бадма-Ханда перевела пару куплетов на бурятский язык. Так Fragile Стинга обрела свою жизнь на бурятском языке.
Соня Матвеева, «Номер один».
Творческое «разнотравье»
Во многом такое мнение связано со сменой локации фестиваля. Из стен концертных залов города он переместился в степь. На два дня Ацагатская долина стала домом для тысяч людей, которые приехали на фестиваль. И речь идет не только о жителях Бурятии, но и о меломанах из других регионов и стран. На «бурятском Вудстоке» или «Коачелле», как уже прозвали «Голос кочевников», можно было видеть гостей из Индии, Германии, Польши и так далее.
Вкусный воздух, который пахнет разнотравьем и дымом от шашлыка, – это первое впечатление от фестиваля. Зеленые холмы, обилие травы и цветов, розовый закат, ветер в волосах и музыка, идеально ложащаяся на эту панораму, – вот что ждало гостей фестиваля. Формат open-air’а дарил ощущение свободы и чего-то настоящего, вечного.
За этой легкостью и красотой, конечно, скрывается большой труд. Это и работа волонтеров, которые не только курировали музыкантов, прибывших для выступления, но и следили за чистотой в туристическом комплексе, и инфраструктура, и организованные места для курения, парковка, наличие всех служб – полиции, «скорой помощи».
Кстати, мероприятие прошло без каких-либо происшествий и конфликтов. И, как отметил министр культуры РБ Тимур Цыбиков, покемонов здесь никто не ловил.
Вместе с тем публика собралась совершенно разная – это и продвинутая молодежь с розовыми, голубыми, сиреневыми волосами, и бабушки-дедушки, которые, между прочим, даже танцевали под бурятский рэп.
Да и программа фестиваля была довольно-таки разнообразной: на одной сцене выступали и фольклорные коллективы, и молодые рокеры из Улан-Удэ, и бурятские рэперы, а под занавес отжигали диджеи из Baikal nomads.
Но обо всем по порядку.
Современное этно
Главная миссия фестиваля «Голос кочевников» – в этнофутуризме и движении вперед. Это место экспериментов и открытия новых имен в мире музыки. И если вы до сих пор слушаете Верку Сердючку или Натали, то рекомендуем обратить внимание на, например, коллектив с Алтая «Новая Азия».
Музыканты давно знали о «Голосе кочевников» и хотели принять участие, ведь в России музыкальных событий такого формата – единицы. Стиль, в котором играет «Новая Азия», – современное этно. Горловое пение, алтайские народные инструменты икили, топшуур, комус и шоор, с одной стороны, и семплеры, секвенсоры, бас-гитара, барабаны – с другой.
Группа объединяет азиатские и европейские музыкальные традиции, взгляд на музыкальное наследие народов Сибири и Средней Азии, Монголии и Китая через эмоции и ощущения современности.
Однако это не воспроизведение уже существующей старины – музыканты создают новое звучание, вдохновившись фольклором. Руководитель группы и автор текстов Александр Трифонов отмечает: каждая песня – это небольшая история, легенда или миф. И группа стремится к некой кинематографичности своей музыки. Это хорошо чувствуешь, сидя на горе, где тебя обдувает ветром, а перед глазами природные красоты. В такие моменты и вправду возникает ощущение, будто ты часть какого-нибудь фильма.
Высший балл для монголов
Несмотря на то что группа A-sound выступала в Бурятии впервые, на фестивале присутствовало немало их поклонников. Некоторые знали наизусть все звучавшие со сцены песни. Выступление модных монголов стало самой веселой и драйвовой частью фестиваля, когда зрители отплясывали перед сценой не жалея ног.
– Название A-Sound означает best sound, то есть «лучший звук». Ведь даже в школе букву А используют как высший балл. А мы всегда стремимся к совершенству звучания, – рассказывают музыканты.
A-sound появились десять лет назад с первым синглом Forever, который стал настоящим хитом в Монголии. Их дебютный альбом Release девять недель держался на первом месте в монгольском музчарте. Он полностью записан на английском языке и, не зная происхождения группы, трудно понять, что альбом создан в соседней стране.
Группа покоряет своим стилем, легкостью и, конечно, чистым голосом вокалиста Тэмуулэна, в который невозможно не влюбиться. В настоящее время музыканты работают над третьим альбомом, презентация которого состоится в Улан-Баторе в ноябре.
На «Голосе кочевников» музыканты исполнили наиболее известные композиции, как на английском, так и на монгольском языке.
«Музыка – это язык Бога»
Так говорит член группы Bani (Грузия) Песо Гвициани. Каждый раз, когда в Бурятию приезжают грузинские коллективы, концертные залы набиваются до отказа. Вот и группу Bani ждал успех. Грузины открывали и закрывали фестиваль. Билеты на открытие фестиваля, которое состоялось 21 июля в Бурятской филармонии, раскупили задолго до мероприятия. А в завершающий день – 23 июля – можно было часто слышать вопрос: «Когда же на сцену выйдут грузины?». Вышли они в 10 вечера, к этому моменту количество зрителей увеличилось в разы.
В чем причина такого успеха грузинских коллективов? – «Номер один» спросили у самих Bani.
– Грузинская музыка, даже если ее исполнять на гитаре, без барабанов, такая, что сразу хочется танцевать и веселиться, – говорит Песо Гвициани. – Это сплошной адреналин! У нас в крови это, мы – народ веселый, это отражается и в музыке.
В Грузии дети начинают танцевать и петь с шести-семи лет.
– Мы гостеприимный народ, – продолжает Песо Гвициани. – Всегда гости за столом, сидит тамада, который говорит красиво, со стихами. Всегда присутствуют танцы, музыка.
Музыканты, как и все остальные, проделали долгий путь до Улан-Удэ, однако остались в восторге от фестиваля и от того, как их приняли: «Это сплошные эмоции! Для творческого человека самое главное богатство – это аплодисменты. Мы получили здесь это богатство».
Свой первый альбом Bani выпустили год назад, сейчас готовят второй. Над каждой песней они работают по два месяца. И готовы исполнить новые композиции в Бурятии.
Глубокий след в сердце
Необычный коллектив под названием «Лазурно-золотой берег Запредельного» прибыл к нам из Забайкальского края. Как признается руководитель группы Павел Чернизов, традиционная культура бурят очень близка им по духу. Коллектив состоит из этнографов, поэтому музыкантов интересует музыка, в которой чувствуются изначальные корни всех народов.
К слову, коллектив уже выступал в Улан-Удэ с концертом. Это было два года назад в дни празднования Сагаалгана в дацане «Ело Ринпоче», и концерт был посвящением руководителю дацана.
На «Голосе кочевников» группа исполнила ту же программу, что звучала в дацане, а сами музыканты признаются, что фестиваль оставил у них «глубокий след в сердце».
Эксперименты
Бадма-Ханда Аюшеева выступала на первом «Голосе кочевников», выступила она и сейчас. Однако на этот раз зрителей ждали необычные дуэты и сюрпризы.
Так, совместное выступление певицы с бурятским рэпером Хатхур зу (Сергей Биликтуев), в котором они объединили бурятскую народную песню «Наян Нава» и рэп «Чинии туло», главный создатель фестиваля Наталья Уланова назвала «символом фестиваля».
Удивил и дуэт Бадмы-Ханды с всемирно известным художником Зорикто Доржиевым. Они исполнили песню Стинга Frаgile.
– Не знаю, как меня сюда занесло, – смеется Зорикто Доржиев. – Все было затеяно с хорошим чувством юмора. Я пошутил, почему бы Бадме-Ханде не сделать интернациональную вещь и не исполнить известную песню на английском языке, необычную для ее репертуара и голоса. Идея показалась интересной, слово за слово, в итоге мне пришлось отвечать за свою шутку.
Кстати, если бы Зорикто Доржиев не стал художником, он наверняка стал бы рок-музыкантом. Художник не раз говорил о своей любви к музыке, и в детстве у него была даже своя рок-группа.
Авторы идеи решили, что песня Стинга идеально подходит для степи.
– У нас интересный состав получился: помимо того что Бадма Ханда поет на английском языке в первый раз, на бас-гитаре играет Саян Дамбаев, владелец ресторана «Чингисхан», наш большой друг, музыкант, Евгений Селезнев из ансамбля «Байкал» и Мэдэгма Доржиева, она играет на клавишных. Практически все занимаются совсем не своим делом, – рассказал Зорикто Доржиев.
Сам же художник играл на гитаре. А Бадма-Ханда перевела пару куплетов на бурятский язык. Так Fragile Стинга обрела свою жизнь на бурятском языке.
Соня Матвеева, «Номер один».