Тарифный саботаж

О семейных связях и странностях высоких цен на электричество в Бурятии заговорили открыто
A- A+
Обещания снижения цен на электричество в Бурятии  уже долгое время остаются только словами. Дело дошло до того, что проблемой всерьез заинтересовался центральный штаб ОНФ, где называют политику в сфере формирования   энерготарифов «пародоксальной». Для того чтобы разобраться с проблемой на месте, Бурятию на прошлой неделе посетил   член центрального штаба ОНФ, руководитель центра мониторинга исполнения указов президента Николай Николаев. Круглый стол ОНФ по снижению энерготарифа в РБ, состоявшийся 28 июля в Улан-Удэ, не обошелся без  откровений. Особо досталось правительству РБ и местному филиалу МРСК Сибири.  Есть основания говорить и о том, что тарифную реформу в республике тормозят целенаправленно.

Парадоксальные цены

С 1 июля в Бурятии в очередной раз увеличилась стоимость электроэнергии, теперь она составляет 3 рубля 5 копеек. Для сравнения: в соседней Иркутской области за 1 киловатт электроэнергии население  платит 97 копеек. Проблема высоких тарифов для Бурятии стала уже притчей во языцех. Член центрального штаба ОНФ, директор центра ОНФ «Народная экспертиза»  Николай Николаев прибыл в Бурятию с целью разобраться в ситуации и усадить за стол переговоров представителей всех сторон, которые участвуют в формировании тарифа. 

– Тема цены на электричество для Бурятии парадоксальная. Сколько уже копий сломано, сколько было решений, обсуждений, а воз и ныне там. И результат – это те цены, которые платят жители Бурятии за электричество, – отметил Николай Николаев, начиная заседание круглого стола.

Затем слово взяли местные общественники. По данным экономиста Виктора Беломестнова, сегодня ни население, ни промышленность Бурятии не могут позволить себе существующую цену на электроэнергию. С такими тарифами  оставшаяся промышленность будет уничтожена, и Бурятия уйдет в каменный век. 

Идею о неспособности платить по действующему тарифу поддержал и эксперт ОНФ Манхар Урбазаев. 

– Тариф должен соответствовать платежеспособному спросу большинства населения, – заявил ученый. – Пока он ограничивается лишь прихотью монополистов, руководят которыми не слишком профессиональные люди. 

По словам Николая Николаева,  очень часто на вопрос, почему в Бурятии высокая цена за электричество, к нему приходят десятки самых разных ответов от многочисленных  ведомств. И практически все указывают на то, что снизить цену не получится. 
Как отметил Николаев, такая ситуация складывается потому, что на каком-то этапе формирования цены есть свои «заинтересанты». 

«В чьих руках резерв?»

Напомним, еще в начале весны глава республики Вячеслав Наговицын попросил президента Владимира Путина уравнять тарифы на электроэнергию в республике с ценами в Иркутской области. 

По поручению главы государства в марте создали специальную рабочую группу при Минэнерго, которая установила для Бурятии оптимальный тариф в 2,31 рубля за кВт/час. Владимир Путин поручил зампреду правительства России Аркадию Дворковичу помочь во включении Бурятии в перечень особых зон оптового рынка электроэнергии. 

Но все усилия оказались напрасными, на важнейшее для республики и ее жителей совещание с зампредом правительства России Александром Дворковичем зампред правительства Бурятии Николай Зубарев просто не приехал. Взамен были отправлены другие специалисты, рангом значительно ниже. А от республики ждали отчет о принятых мерах. Видимо, сказать было нечего. Оно и неудивительно. «Номер один» уже писал о том, что одну из топовых должностей в МРСК Сибири занимает сын зампреда правительства Бурятии Николая Зубарева. Напомним, МРСК Сибири – это сетевая компания, обслуживающая электрические сети Бурятии, а именно от передачи по сетям зависит основная нагрузка в тарифе. Доля сетевой составляющей в тарифе доходит до 75–80 процентов. 

Между тем на многих республиканских  совещаниях Николай Зубарев не раз «перекладывал» вину за высокие цены на мелкие сетевые компании. Их доля, якобы, существенно бьет по тарифу. 

Подобные утверждения были убедительно опровергнуты на заседании круглого стола. Депутат горсовета и директор компании «Энком» Сергей Иванов пояснил, что обвинять мелких сетевиков за баснословные тарифы – абсурдно. 

– Доля этих компаний в сетевом хозяйстве и в общей выручке сетевых компаний не превышает 10%. А правительство в лице Зубарева и РСТ постоянно утверждают, что виновниками роста тарифов являются мелкие сетевые компании. Если воспользоваться законами арифметики, 10% существенного влияния на 100% оказать не могут. То есть если они занимают 10% сетей, это во сколько раз им нужно увеличивать денежную массу, чтобы тариф увеличился общий? В то время как выручка МРСК Сибири составляет 77%, это 1 млрд 650 миллионов в год, – заявил Иванов.

На все предложения общественников о той или иной возможности снижения тарифа решительно возразил руководитель РСТ Борис Хмелев. Отметив, что жители Бурятии получают не такую уж дорогую электроэнергию. 

– Я должен отметить, что тариф растет не раз в полгода, а один раз в год, и рост составляет не больше 4 процентов. При этом тариф у нас не превышает средние показатели по России, – высказался на совещании Хмелев.

По его словам, в Забайкальском крае тариф выше. Еще дороже электроэнергия на Дальнем Востоке. 

– Складывается впечатление, что жители Бурятии просто не понимают своего счастья, – сыронизировал член центрального штаба ОНФ Николаев. 

К слову, руководитель Республиканской службы по тарифам во время горячих споров ни разу не затронул тему сверхприбылей МРСК Сибири. Сколько еще продержится защита тех, в чьих руках находится  резерв для снижения тарифов в Бурятии, неизвестно. Зато всерьез удивляет стойкое упорство в этом вопросе некоторых чиновников, которое очень похоже на  нежелание начать реформу в республике. При таком подходе у энергетиков  Бурятии кризиса не будет, он будет у всех остальных.

«Государство – не частная лавочка»

После заседания корреспондент «Номер один» взял эксклюзивное интервью  у Николая Николаева.  Как оказалось, директор центра ОНФ «Народная экспертиза» прибыл в Бурятию хорошо осведомленным и о родственных связях, и об отсутствии Зубарева на совещании у Дворковича в тот момент, когда решалась судьба тарифов.

– Я знаю об этом, – прокомментировал «Номер один» член центрального штаба ОНФ.  – Было совещание у Дворковича, было соответствующее совещание у президента, была встреча руководителя республики и президента. И кое-кому нужно понимать, что государство – не коммерческая лавочка, и основная его задача – это решение социальных проблем. У государства нет и не может быть задач получения сверхприбыли. Чаще всего такие задачи перед собой ставят отдельные личности и отдельные чиновники. Оттуда у нас появляются и коррупция, и злоупотребления. 

По словам Николая Николаева, здесь, вероятно, прослеживается стандартное российское желание некоторых чиновников «немного злоупотребить» властью. 

– Эта та же самая ситуация, которая была со многими проблемными историями. Но если что-то тормозится на уровне региона, мы будем говорить об этом на федеральном уровне. Обращать внимание на то, что если были какие-то совещания на уровне правительства, и их решения не исполняются, то нужно говорить уже о неэффективности правительства, – считает член центрального штаба ОНФ.

Руководитель мониторинга исполнения указов президента Николай Николаев заверил, что у ОНФ есть свои рычаги работы с подобными случаями. 

– Мы это делаем по самым разным направлениям. То есть обращаем внимание на проблему и добиваемся ее решения. Может быть, даже в ручном режиме. Сейчас мы будем говорить об этой проблеме, и если здесь это не поможет, то будем выносить и на федеральный уровень, – заверил член центрального штаба ОНФ.

Если учесть, что лидером ОНФ является Владимир Путин, то, вероятно, о выкрутасах некоторых местных чиновников ему станет известно уже от «фронтовиков».

Кстати, несмотря на приглашения, ни сам господин Зубарев, ни представители МРСК Сибири на круглый стол так и не явились. 

Елена Медведева, «Номер один».

Р.S. Как стало известно «Номер один», в настоящее время зампред  правительства РБ Николай Зубарев готовит исковое заявление в суд с требованием  опровержения  на  нашу статью «Семейный интерес поставил в тупик снижение тарифов», опубликованную в №27 от 13 июля 2016 года. Пока Зубарев просит  опровержения, эти же данные стали уже федеральной повесткой с приездом представителей ОНФ. Интересно, на них Зубарев тоже в суд будет подавать?

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.