Бурятские легионеры: «Мы не предатели»

или Куда и зачем уезжают наши спортсмены ради Олимпиады
A- A+
Завершившаяся печальным образом борьба за место в олимпийской сборной по борьбе в наилегчайшем весе стала настоящим фарсом. Вместо Богомоева в Рио-де-Жанейро поедет дагестанец из Белоруссии, всего на Олимпиаде выступит порядка 20 российских борцов под чужими флагами. 

В разные годы спортивную родину меняли многие известные бурятские спортсмены. Бато-Мунко Ванкеев научил белорусов бурятским песням, Борис Будаев тренировал южнокорейцев, а Базар Базаргуруев променял киргизский ковер на агинских лошадей – «Номер один» рассказывает о нелегкой судьбе наших легионеров.

Вечный воин из Могилева

Бато-Мунко Ванкеев в свои 38 лет все так же подтянут и бодр, а с его лица не сходит широкая улыбка. Приветливый и любознательный в жизни, на ринге он превращался в безжалостного бойца. Недаром в переводе с бурятского его имя значит «вечный воин». 

Бато-Мунко родился в 1978 году в селе Могсохон Кижингинского района. Боксом стал заниматься еще в тринадцатилетнем возрасте. Однако затем проблемы с легкими выбили его из спорта на пять лет. Врачи не разрешали Бато-Мунко вообще заходить в спортзал. Но его первый тренер Дузын Бабудоржиев поставил его на ноги. И более того – сделал профессиональным спортсменом. 

На уровне Бурятии Бато-Мунко выигрывал только «зону», в 90-е денег в бюджете на поездки не было. Поэтому Бато-Мунко перебрался в Якутию, куда его позвали тренер и известный меценат Валерий Доржиев. Там он выиграл кубок и медали чемпионата России, однако уперся в местного соперника: «Я два раза в финале России проиграл Георгию Балакшину. Он был тогда железным первым номером, и я мог долго просидеть «под ним». Тем более он местный спортсмен. Конкуренция в России просто бешеная: в каждом весе выступает по 25–30 человек. Поэтому, чтобы получить вызов на сбор, нужно много и трудно «пахать». Быть запасным, дублером в России можно всю жизнь». 

В 2002 году на талантливого «мухача» обратили внимание белорусские тренеры. Они обратились в Федерацию бокса России, со стороны Бато-Мунко переговоры вел Валерий Пурбуевич. В итоге стороны ударили по рукам, и бурятский боксер транзитом через Якутию отправился в Белоруссию. Тогда ему было 24 года, дома ждали жена и двое детей. 

– Решение принимали на семейном совете. Так как страна русскоязычная, решиться было легко. Со спортивной точки зрения, я мечтал выступать на чемпионатах Европы и мира, а в России мне это было бы трудно сделать, – вспоминает спортсмен. 

В новой стране бурята решили проверить в просмотровых боях против местных боксеров. Бато-Мунко с легкостью разнес соперников и поехал на Кубок Белоруссии, который с ходу выиграл. В следующие годы он взял еще 6 кубков и несколько титулов чемпиона от новой спортивной родины. 

В Белоруссии Бато-Мунко Ванкеев поселился в Могилеве, где на первое время ему дали общежитие: «В «общаге» получил койку, до этого был на птичьих правах. Да и при неработающем лифте подниматься после изнурительных тренировок на девятый этаж —  испытание еще то. Потом дали служебную 3-комнатную квартиру в новом доме. Плюс Валерий Пурбуевич помогал стипендией и питанием». 

На международном уровне Бато-Мунко дебютировал под флагом Беларуси на Мемориале Феликса Штамма, где стал вторым. Там же год спустя наш боксер завоевал для новой родины олимпийскую лицензию. Потом пошла кропотливая подготовка спортсмена к Олимпийским играм в Афинах, где были допущены, как позже оказалось, фатальные ошибки в расчетах. 

– Из-за неопытности вышла накладка – переборщили с нагрузками, поэтому на пик формы вышел гораздо раньше. За месяц до Олимпиады я набрал такие кондиции!.. В Алуште на сборах во время спарринга отправил в тяжелый нокаут все того же Волкова, затем так «обработал» Налбандяна, что его наставник чуть не заплакал. С легкостью бабочки порхал по рингу. Уже на следующем сборе почувствовал спад. На Игры приехал практически «разобранным», поэтому не удивительно, что проиграл уже во втором круге. 

Пуэрториканец Хуан Карлос Пайано – своего соперника Бато-Мунко Ванкеев помнит как вчера:  «До сих пор вижу, как его бью. Он помоложе меня и до сих пор бьется по профессионалам. Вроде чемпион мира».  

В Белоруссии бурятский боксер прожил 8 счастливых лет и не жалеет, что перебрался туда. 

– Я быстро выучил белорусский язык, а ребята из сборной пели песни на бурятском. До сих пор переписываемся, и они «Сайн байна, Бато-Мунко». Вообще, Беларусь — приветливая страна. Люди открытые, дружелюбные. После России по привычке паспорт в кармане носил. А здесь его у меня спросили лишь однажды, когда забежал в административное здание, чтобы ксерокопию сделать. Охранники, увидев меня, начали ожесточенно жестикулировать, показывать на пальцах, мол, документ покажи. Я им в лоб: «Добры дзень! Размаўляю на беларускай мове!», да еще и белорусский паспорт протянул… Ребята просто языки проглотили. 

Сегодня Бато-Мунко вернулся на родину и передает свой огромный опыт детям – мастер спорта международного класса двух стран трудится старшим тренером в «Номто» и республиканской школе олимпийского резерва. Молодым спортсменам он советует не зарекаться и не думать плохо о легионерах. 

– Мне слово «легионер» неприятно слышать. Дома некоторые на меня тыкали пальцем, что перешел и бросил родину. Я на это внимания не обращал. Спортивная жизнь – короткая. Если есть возможность переехать в другую страну и выступать на высоком уровне, почему нет? Но для этого нужно иметь характер. Там я смог доказать, что я лучше местных спортсменов и не просто так прилетел. 

Из киргизских олимпийцев в агинские фермеры

Базар Базаргуруев – один из плеяды талантливых вольников нулевых. В отличие от своих друзей по ковру он решился на смену спортивной прописки. Итог решения –  международник России и заслуженный мастер спорта Кыргызстана. Пиком его карьеры стал Пекин-2008, где простой агинский парень вошел в пятерку лучших. 

Он родился в 1985 году в агинском селе Челутай. Базар самый младший – пятый – ребенок в семье. В 6-м классе он начал заниматься вольной борьбой у Бато Базарова. После 9-го класса уехал в Улан-Удэ, где попал к Федору Махутову. В 2003 году Базар выиграл чемпионат России по молодежи и занял 4-е место на первенстве Европы. Переход во взрослую категорию дался ему тяжело, в весе до 65 килограммов царила серьезная конкуренция. В 2007 году Базар решается перейти под флаг Кыргызстана. «Дело в том, что наш старший товарищ, наставник Жамсо Жалсанович Лхамажапов, сам когда-то выступал под флагом этой страны. Хорошо знаком с их тренерским штабом. А там сложилась такая ситуация, что им крайне был необходим борец на весовую категорию до 66 кг. Поэтому Жамсо Жалсанович договорился с главным тренером на предмет просмотра претендентов на этот вес».

В 2007 году под новым флагом Базаргуруев повторяет успех Бориса Будаева и становится чемпионом Азии, в этой блестящей форме Базар дебютировал и на чемпионате мира, где стал бронзовым призером и попал на Олимпиаду в Пекине. В Китае в весе до 60 килограммов бурятский вольник дошел до ¼ финала, где проиграл будущему финалисту Василию Федоришину. Триумфатором же стал российский борец Мавлет Батиров.   

В Кыргызстане Базар жил в Бишкеке: «Там же тренируемся. Учебно-тренировочные сборы проводим в горах. Там сильные борцы. Есть чемпионы Европы, мира. В Кыргызстане мало турниров по вольной борьбе, поэтому основную игровую практику получаем на соревнованиях в России». 

После Пекина Базар выиграл бронзу чемпионата Азии и неплохо выступал на международных турнирах, в прошлом году он стал вторым на президентском турнире в Улан-Удэ. Тогда же стало ясно, что Базар не попадает на Игры в Рио. Что интересно, из Киргизии на Игры поедут два киргизских вольника, оба легионеры  – дагестанец Магомед Мусаев и якут Айаал Лазарев.

В новый олимпийский цикл Базар не собирается. Ему 31, он живет в Аге вместе с женой и двумя детьми. Вместо ковра – родные степи и любимые лошади: «Я очень люблю лошадей. Когда учился в школе, часто выступал на конноспортивных соревнованиях и даже занимал призовые места».

Осетинский фатум

Не избежал командировки за границу и самый титулованный борец Бурятии. Борис Будаев попал на Олимпиаду лишь в 39 лет. В Атланте-1996 он боролся в трико Узбекистана, не в своем родном весе поначалу он вошел лишь в десятку.   

В олимпийской сборной Советского Союза, которая была безоговорочно лучшей в мире, конкуренция за место была невероятной. В весовой категории Бориса Будаева царил Арсен Фадзаев, нынешний вице-президент Федерации спортивной борьбы России. Вдумайтесь, в период с 1983-го по 1991 год он выиграл 6 чемпионатов мира и 4 Европы. И на Олимпийских играх в Сеуле-88 и Барселоне-92 Арсен Сулейманович разнес соперников в пух и прах. Выглянуть из-за спины такого борца не удалось даже Будаеву. В 1995 году Борису надоело быть вечно вторым, и он принимает приглашение выступить за сборную Узбекистана. Получив разрешение федерации, Будаев едет на чемпионат Азии, где перед ним стоит задача попасть в восьмерку, чтобы получить лицензию. И он в блестящем стиле выигрывает турнир! 

Однако олимпийские мечты разрушили узбекские тренеры и все тот же Арсен Фадзаев. За день начала поединков его перевели в более тяжелую весовую категорию – 74 килограмма, а его место в категории 68 кг занимает, кто бы вы думали, тот самый Фадзаев! На тот момент он сложил полномочия главного тренера сборной России по вольной борьбе. Как в кулуарах смачно рассказывает эту историю сам Борис Дугданович, на тех сборах он подрался с узбекским спортсменом, который должен был поехать на Игры в весе 74 кг. 

Что касается спортивного результата, в Атланте Борис Будаев боролся изо всех сил, но проиграл в третьем поединке и вошел лишь в десятку. 

– Сейчас, по прошествии лет, я могу сказать, что, наверное, было бы лучше в свое время тренироваться в одном из больших городов. Все-таки центр есть центр. Там прекрасная материально-техническая база, хорошие условия для тренировок, и, наконец, в крупных борцовских регионах великие тренеры. Когда-то меня приглашали: легендарный Александр Медведь – в Минск, выдающийся тренер  Анатолий Бураков – в Киев, известный Отари Квантришвили – в Москву. Но я в молодости решил доказать, что, тренируясь в условиях Бурятии, можно добиться больших успехов на ковре,- говорит в своей биографии Борис Дугданович. 

Отметим, в Азии Борис Будаев работал не только в Узбекистане. 

– В 1992 году я в течение двух месяцев работал по контракту в Южной Корее. Там же я работал один месяц в качестве тренера и в 1994 году. В девяносто втором году мы вместе с моим другом Виктором Алексеевым готовили национальную команду этой страны к Олимпийским играм в Барселоне, а в девяносто четвертом я помогал южнокорейским специалистам  в подготовке к Олимпиаде-96 в Атланте, – вспоминает именитый спортсмен. 

Наставник Базара Базаргуруева Федор Махутов об утечке бурятских талантов за рубеж говорит просто: «Лучше спросите, где нет российских спортсменов. В Пекине 18 человек из России были в тройке, столько же будет и в Рио. Нашим ребятам надо выступать там, где ценят и поддерживают. Вот мне, например, премию за чемпиона Европы Юрия Власко до сих пор не дают. Говорят, нет денег в бурятском бюджете. Хотя должны были 100% прибавить к зарплате. Словом, выбор уехавших спортсменов понятен: сейчас люди хотят нормально жить, а не выживать».  

Лев Хандажапов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.