«Хитрых» дольщиков хотят прижать

В Бурятии начинается вторая волна «земельных» судов
A- A+
Из всех земельных сельхоздолей, которые есть в Бурятии (а их десятки тысяч), сельчане выделили земельные участки и оформили в собственность около четверти. Это те, кто желает заниматься сельским хозяйством и оформил, как положено, свою землю.  Сельхоздоля – это часть сенокоса, пастбища и пашни, которую получал работник колхоза при роспуске его социалистической сельхозорганизации.

20 тысяч долей являются выморочными. Владельцы умерли, а наследников нет или находятся неизвестно где. С ними работать вообще крайне сложно. Остальные 40 тысяч долей имеют вполне конкретных живых хозяев, но заброшены и заросли кустарником.  С такими участками возникли самые серьезные проблемы.  

Идет вторая волна

В Бурятии готовится вторая масштабная кампания, которая будет нацелена на не востребованные простаивающие земельные участки. Первая кампания прошла на заре рыночных реформ. Тогда были составлены списки всех неактивных дольщиков, чтобы изъять паи в муниципальную собственность у неактивных хозяев.

«Списки были опубликованы. Граждане, которые намеревались пустить доли в работу, приходили и заявляли об исключении их долей из списков. По истечении трех месяцев они были исключены. Все остальные перешли в разряд не востребованных. Органы местной власти по суду намеревались оформить десятки тысяч таких долей в муниципальную собственность и пустить в оборот», – говорят в минимущества Бурятии. 

В то время нашлось немало дольщиков, которые в суде клятвенно обещали начать осваивать свою часть земли. Суд шел навстречу «проснувшемуся», и доля оставалась у гражданина. Но, увы, в большинстве случаев ничего не изменилось. Сейчас в Бурятии намереваются «дожать» таких «хитрецов»

Списки на лишение

Как говорят, сколько веревочке ни виться, а приходит ей конец. Муниципалитеты опять будут формировать списки, и снова начнутся суды.

Таких повторных разбирательств в республике еще не было. 

Как выясняется, большинству дольщиков (и наследников) не нужны ни пастбище, ни сенокос, ни пашня. Сельское население стареет, у пожилых больных людей нет сил, чтобы доить своих трех коров и готовить им сено на зиму. Молодежь уезжает из деревень. Среди тех, кто есть и мог бы отлично работать, немного желающих обрабатывать землю. 

Большая цель   

Цель республики – все не используемые участки сельхозземель оформить в муниципальную собственность. Позже эти территории можно предложить инвестору, который купил бы землю и завел на нее сеялки и комбайны. К сожалению, десятки тысяч сельчан исповедуют принцип «и сам не буду там работать, и другому не подарю». 

Хотя есть и другие примеры. В Бурятии общее число добровольных отказников составляет 3124 человека. Это примерно 50 тысяч гектаров, которые перешли в муниципальную собственность. 

Некоторые дольщики сдают свои паи в аренду предпринимателям. При этом вырисовывается другая проблема. Фермеры досадуют, что они вынуждены арендовать долевые земли, а когда предлагается купить долевой участок, сельчане загибают миллионные суммы. 

Похоже, над потенциальной «халявой» сгущаются тучи. 

Петр Санжиев, «Номер один». 

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.