Болезни обогнали паразитов

Анализ лесопатологической информации показывает, что площадь лесов Бурятии, которые охвачены очагами болезней, гораздо больше площади лесов, где есть очаги насекомых-вредителей
A- A+
Очаги вредителей леса действуют в двух лесничествах – Кабанском и Курбинском. А вот очаги болезней бушуют в двадцати. Кабанское лесничество вообще находится в обоих списках. Там очаги всех напастей «в одном флаконе».

Всего в Бурятии 37 лесничеств. Очаги вредителей леса представлены, в основном, смолевкой сосновой шишковой – 29 га (очевидно, вредит сосновым шишкам) и лубоедом сосновым большим – 673 га. 

Болезни леса же разошлись в разы шире, и их гораздо больше.

– Разница в площадях обусловлена несвоевременным проведением санитарно-оздоровительных мероприятий. Очаги болезней леса не могут затухнуть сами собой, а очаги вредителей леса могут затухнуть в результате воздействия естественных факторов окружающей среды, – говорит Александра Егорова, пресс-секретарь Республиканского агентства лесного хозяйства.

Один только трутовик окаймленный и разные бактериальные заболевания охватили, в сумме, площадь более 10 тысяч га. Сотни гектаров поразил смоляной рак.

Очаги других болезней представлены, в основном, различными губками (сосновая, лиственничная и другие – около 2600 га) и трутовиками – паразитирующими грибами. 

– Численность насекомых-вредителей в Бурятии не превышает критических показателей. Ведется постоянный мониторинг очагов вредителей, – сообщили в Республиканском агентстве.

На севере Монголии, в сопредельных с Бурятией местах, сейчас настоящее бедствие. В немногочисленных монгольских лесах «вспыхнул» сибирский шелкопряд, моль и непарный шелкопряд. Все они уже подбираются к Улан-Батору. 

Соседней стране можно посочувствовать. Леса, погибшие от шелкопряда, восстанавливаются очень медленно.

При этом бабочки шелкопряда могут прилететь к нам из Монголии. Если такое произойдет, то гусеницы будут поедать леса Кяхтинского района с таким же аппетитом, как в настоящее время – леса Селенгинского аймака. 

Засушливые годы зачастую способствуют тому, что вредители леса активизируются, наносят повышенный урон. Необходимая для их жизнедеятельности жидкость поступает в их организм из съеденной ими хвои, других частей деревьев. Чем суше и жарче погода, тем больше им нужно питаться. А если насекомые-вредители вдобавок и многочисленны, то это двойной удар. Деревья объедают, не оставив ни одной хвоинки. А вот влажность благоприятна для усиления в тайге многих болезней. 

– За резервациями сибирского шелкопряда, непарного шелкопряда или каких-то других видов вредителей, когда-либо существовавших на территории Республики Бурятия, ежегодно ведется наблюдения, в том числе и по южным районам республики. Например, в Джидинском и Закаменском районах республики регулярно выпадают осадки, что не дает возможности вредителю массово размножаться. В Окинском районе существует опасность возникновения очага сибирского шелкопряда. По данным учета вредителей, проведенного Центром защиты леса, встречаемость вредителя – 100 процентов, но вот численность не превышает критических значений, – говорит Александра Егорова. 

Отметим, что в соседней Иркутской области 4 августа начались авиационные истребительные мероприятия против сибирского шелкопряда, потому что там тысячи гектаров были поражены «вспышкой».  Рослесхоз выделил области 10 миллионов рублей. Опрыскивать будут с Ан-2. В минувшем году один из очагов вырос почти в шесть раз. 

В Бурятию шелкопряд пока что не нагрянул, зато большее значение имеют для республики распространяющиеся болезни леса, а не летающие или бегающие вредители. 

Петр Санжиев, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.