Жилищно-коммунальный зажим

Почему улан-удэнцы платят за коммуналку по самым высоким тарифам в Сибири
A- A+
Жителям Улан-Удэ коммунальные услуги обходятся дороже всех в Восточной Сибири и Забайкалье. Такой вывод можно сделать из опубликованной недавно Росстатом статистики в области услуг ЖКХ.

Самые богатые?

Для того чтобы унифицировать стоимость услуг, для расчета была взята двухкомнатная благоустроенная малогабаритная квартира в 45 квадратных метров в многоэтажном доме. Так вот, в Улан-Удэ стоимость годового обслуживания такой квартиры составила в среднем 35,2 тысячи рублей, в Чите – 31,6 тысячи,  а в Иркутске – всего 24,2 тысячи рублей.

И дело, как оказалось, вовсе не в более дешевой электроэнергии в Приангарье, которая обходится в 2,2 тысячи рублей в год, тогда как в Улан-Удэ – 7,2 тысячи рублей. Да, электроэнергия там дешевле, но отнюдь не она определяет тот колоссальный разброс цен жилищно-коммунальных услуг  соседних регионов. Прежде всего, в Улан-Удэ оказалось самое дорогое тепло (привет от  ТГК-14!). Так, согласно расчетам,  в столице республики плата за теплоэнергию малогабаритной «двушки» обходится в 10,8 тысячи рублей в год, в Иркутске – 6,6 тысячи, в Чите – 6,3  тысячи рублей. Кстати, ТГК-14 имеет головной офис в столице Забайкалье, видимо, не случайно, что в «своем» регионе цены, что называется, «не кусаются». Или, может быть, тамошний губернатор настоял.

Доступность холодного водоснабжения и канализации – также не в нашу пользу. Так, в Иркутске централизованная вода и унитаз в доме обходятся в 3 тысячи рублей в год, в Чите – 2,4 тысячи рублей, а в Улан-Удэ – 4 тысячи рублей. Мы снова в «лидерах». Дороже, чем в Иркутске (12,6 тысячи рублей)  у нас и техническое обслуживание, содержание  и капитальный ремонт жилья (13,1 тысячи рублей в год). 

Раздутые тарифы

– Мне не понятно, почему в соседних регионах с абсолютно одинаковым климатом разница в тарифах может достигать столь больших значений, – недоумевает   известный общественник,  председатель ТСЖ «Экогород» Валерий Киндрась. – Мы несколько лет назад подавали жалобу в Республиканскую службу по тарифам с просьбой разобраться, почему у нас, например, столь высокая  стоимость тепла? Однако получили ответ, который давал больше вопросов, и  создалось впечатление, что монополисты-энергетики закладывают в тарифы больше своих затрат, чем есть в реальности. И, получается, улан-удэнцы платят по одним из самых высоких тарифов в Сибири!

По мнению экспертов, возможно, одной из причин вопиющей разницы в области тарифообразования сибирских регионов являются ультралиберальные подходы властей Бурятии. Которые  относят себя к рыночникам и, насколько можно судить,  последовательно высвобождаются от социальной ответственности перед населением, перекладывая на них издержки ЖКХ. 

Причем высокие тарифы никак не повлияли на качество услуг. Например, несколько лет назад аферисты из компании «Энергострим» (хозяева сознательно обанкроченного «Бурятэнергосбыта») вывели за границу миллиарды рублей, собранных, в том числе, с населения Улан-Удэ. Подобные процессы происходили и у других иногородних игроков на рынке ЖКХ. И сегодня редкий месяц проходит в Улан-Удэ  без крупной аварии на какой-нибудь изношенной подстанции или сетях.

Потеряли свою энергетику

– К сожалению, республика в ходе реформ потеряла всю  свою энергетику, которая сегодня находится в руках компаний, чьи головные офисы находятся в других регионах, – убежден экономист  Баир Эрдынеев. – Эти структуры заинтересованы лишь в максимальной прибыльности бизнеса и имеют сильные позиции в региональной власти, находя с ними отличное взаимопонимание, что выражается в принятии самых высоких тарифов. Поэтому, о каком бы тарифном регулировании, какую бы отрасль ни брали, везде мы видим супержесткий либеральный подход. И чаще всего это прикрывается болтовней о социальной направленности бюджета и прочей словесной шелухой.

По словам эксперта, за примерами далеко ходить не надо. В том же Иркутске проезд в общественном транспорте стоит всего 15 рублей, а недавно  был 12 рублей. Тогда как в Улан-Удэ он стоит 20 рублей.

– В Иркутске, в гораздо более обеспеченном регионе, социально ориентированные власти посчитали, что инфляция и так высока, и недопустимо, чтобы и проезд в общественном транспорте стал недоступным для пассажиров, – продолжает экономист. – У нас же в Улан-Удэ возобладал жестко-капиталистический подход к делу – принять такие тарифы, чтобы было выгодно тем, кто их лоббирует. Но не пассажирам городского транспорта. При этом забывается, что главная задача региональных чиновников – работать на интересы людей, живущих на этой земле. А не плясать под дудку руководителей иногородних энергетических компаний.

Дмитрий Родионов, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.