Как в Улан-Удэ спорт превратили в бизнес

Пять лет назад в Улан-Удэ появился ФСК, в котором с помпой открыли 50-метровый бассейн
A- A+
Как обещали спортивные функционеры, теперь в республике чемпионов по плаванию будут штамповать пачками. Сегодня можно с грустью констатировать: спортивное плавание в Бурятии не нужно никому, кроме горстки тренеров-энтузиастов и родителей юных спортсменов. В истории скользкого вопроса разбирался «Номер один».

Коммерческие рельсы

По данным федерации плавания Бурятии, в регионе около тысячи детей занимаются оздоровительным плаванием. Обучение азам поведения в воде идет в разных точках города, в бассейне «Юбилейный» в Восточном, в 14-й гимназии, 49-й и 32-й школах и в железнодорожном колледже. 

Но все это об оздоровительном купании. Спортивное плавание как олимпийская дисциплина в нашем регионе доступно лишь единицам. И одна из причин кроется в отсутствии специализированной спортивной школы при ФСК. Отсюда складывается и высокая цена за занятия для спортсменов. 

– Конечно, в перспективе на базе ФСК будет работать целая спортивная школа, и процесс будет отлажен, но пока бассейн ФСК больше ориентирован на обслуживание населения, на тех, кто хочет просто поплавать в выходной день, – обещала при открытии вице-президент федерации плавания, а сегодня директор бассейна ФСК Наталия Филимонова. 

Спустя пять лет можно констатировать, что ФСК полностью переключился на коммерческие рельсы и забыл о юных спортсменах. Корреспондент «Номер один» позвонил в бассейн ФСК и попытался записаться в секцию спортивного плавания.

– Мы даже не знаем, где найти такие секции. Лучше приходите к нам, у нас опытные инструкторы, –  отваживают от спортивных занятий и кружков в диспетчерской спорткомплекса. 

Причина столь ревнивого отношения к секции банальна. Деньги за бассейн сегодня составляют львиную долю доходов ФСК, в котором простаивает огромный спортзал, а в фойе проходят лишь выставки шуб. Поэтому администрации комплекса выгодно, чтобы к ним записывались хоть на какие-то занятия. В данном случае – на оздоровительные уроки. 

Спортивное плавание едва выживает

О проблемах спортивного плавания в Бурятии мы поговорили с президентом федерации Аюром Захаровым.  

– Плавание прикреплено к ДЮСШ-18, где есть 2,5 тренерских ставки. Всего в Улан-Удэ спортивное плавание преподают лишь четыре тренера, – рассказывает Аюр Капитонович.  

Мало кто из выпускников факультета физкультуры БГУ, где готовят тренеров по плаванию, идет работать по профессии. Штатных единиц тренеров в Бурятии не так много. Фактически они арендуют дорожки в государственном бассейне, а зарплату получают из собранных с родителей денег. 

– Мы писали письмо в минспорт, чтобы нам выделили две тренерских ставки в бассейне ФСК. Тогда бы дети смогли бесплатно ходить в бассейн. Мы столько раз разговаривали на эту тему, но пока только получаем отписки, что денег в бюджете нет, – отметил Аюр Капитонович. 

Пока единственные, кто имеют свободный доступ к «длинной воде» 50-метрового бассейна, – члены сборной Бурятии. В эту команду входят лишь шесть человек. 

– Вот ребята ходят в бассейн каждый день, и результаты сразу пошли. Летом на «Детях Азии» наша ученица Ксения Зубакина впервые выступала за сборную Сибири и стала четвертой на этих международных соревнованиях. Еще она привезла две медали с Кубка Попова в Иркутске, поэтому идет в российском рейтинге на третьем месте. У нас много талантливых детей, которые фанатеют от плавания. Но им нужно дать шанс тренироваться! – говорит тренер. 

В следующем году федерация готовится принять в Улан-Удэ чемпионат и первенство Сибири. Однако, чтобы не ударить в грязь лицом, федерации нужно готовить спортсменов уже сейчас.  

– В каждом регионе при крупных бассейнах есть спортивные школы, как в том же Иркутске. Поэтому у них есть свои спортсмены и в сборной России. 

Спортивный храм без епископа

Николай Тетерин не понаслышке знает о воспитании талантливых пловцов. Он долгое время работал директором бассейна на «Восточных воротах». 

– Когда открывали бассейн в 70-х годах, нам дали 16 тренерских ставок в специализированной спортивной школе № 8. Тогда собирали тренеров повсюду, еле нашли семерых. Остальные ставки пришлось закрывать шахматами. Теперь шахматы отлично развиваются, а плавание непонятно где и ставок нет. Причина – в кадрах, – говорит Николай Афанасьевич. 

В советское время все школы города обязали ходить в бассейн, как итог – резкий всплеск интереса к плаванию. И это даже при дефиците тренеров. 

По словам Николая Афанасьевича, который сегодня тренирует чемпиона России и кандидата на участие в следующих Паралимпийских играх Михаила Асташова, главными в спортивном объекте должны быть не менеджеры, а именно тренеры. 

– Вот в парке Орешкова строят кафедральный собор. Если убрать оттуда митрополита и оставить только уборщиц и менеджеров, что там будет? То же самое с тренерскими ставками в ФСК. Менеджмент не понимает, как загружать спортивное сооружение, а при ценовой политике, когда ФСК одно время хотел цены сделать по 600 рублей, это не иначе как шантажом не назовешь, – приводит яркий пример тренер.  

Ни для спортсменов, ни для инвалидов

Сегодня Тетерин увлечен темой реабилитации инвалидов через плавание и триатлон, которые тоже должны быть сосредоточены в бассейне ФСК.  

– В законе о защите прав инвалидов написано, что в бюджете должны быть заложены деньги на реабилитацию инвалидов. Так должен работать ФСК, чтобы инвалидам были доступны и бассейн, и тренажеры. Это не только люди с поражениями опорно-двигательного аппарата, но и слабовидящие. А для этого тоже  нужны специалисты, – повторяет Николай Тетерин. 

По словам тренера, сегодня депутаты Народного Хурала продвигают в школы ушу и гиревой спорт, однако базой физкультурного образования должны быть легкая атлетика, спортивная гимнастика и плавание.

– У нас же республика озерная, степная, а дети продолжают повсеместно тонуть. Нам нужна целевая программа обучения плаванию со школьных лет. Инструкторов надо готовить не только в БГУ, но и в ведущих спортивных университетах страны, – отмечает Тетерин.

В итоге можно сказать, что самый дорогостоящий спортивный объект за всю историю Бурятии не справляется со своей основной функцией. По факту получается, что лишь шесть спортсменов-пловцов из миллионной республики могут бесплатно тренироваться и плавать в роскошном бассейне. Вместо того чтобы стать кузницей спортивных талантов, огромнейший ФСК еле сводит концы с концами, сдавая в аренду все что можно. При этом не видно попыток настроить реальную спортивную жизнь в республике на подготовленной для того базе. Для чего строился этот центр? Где логика? 

Лев Хандажапов, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.