Любопытство не порок

или Почему высокая тревожность превращает человека в «любопытную Варвару»
A- A+
Все мы чем-либо интересуемся в жизни. Но что движет нами, когда мы хотим узнать о чем-то больше? Кто-то ответит – праздное любопытство. Другие скажут – любознательность. Но знаем ли мы в достаточной степени, какую роль любопытство и любознательность играют в нашей жизни? 

«Человек, который ведет активную жизнь, постоянно расширяет границы своей жизни, познает новое, дольше живет», – констатирует психолог Игорь Бадиев. Но есть и другая сторона медали.

Знать, чтобы выжить

– Игорь Валерьевич, почему один человек постоянно стремится познать что-то новое, а другому мало что интересно?

– Человек по своей природе всегда пытается узнать что-то новое. Это заложено природой.  Это необходимо для выживания, такой эволюционный механизм. Сталкиваясь с чем-то неизвестным, человек пытается это новое понять, изучить и исследовать. Поэтому человека манит непознанное. 

– То есть всех тянет?

– Всех. Если говорить о нейрофизиологической основе стремления к познанию, в его основе лежит безусловно-ориентировочный рефлекс. Человек с ним рождается – младенец поворачивается на звук голоса, реагирует на новый объект. На генетическом уровне в живом организме заложена реакция на новый раздражитель. Со временем эти рефлексы развиваются и в итоге выливаются в огромную сферу познавательной активности человека. 

Естественно, без этого стремления познания нового человек не может развиваться ни как вид, ни как индивид. Другой вопрос, во что это выливается в процессе становления человека как личности в каждом индивидуальном случае. Действительно, один человек постоянно что-то изучает, пытается найти новое, читает книги, ему все интересно. Он любознательный – он планомерно и систематически познает новое. Другой – как котенок, который ловит солнечный зайчик, охотится за новыми новостями. Тут мы говорим, скорее, о любопытстве. Это такое поверхностное познание нового, которое сильно до тех пор, пока эта информация обладает какой-то новизной.

– Но есть люди, которые вообще ничем не интересуются. А как же заложенное природой стремление познавать? 

– Причин тому множество, это и биологические, и генетические предпосылки, которые основываются на типе нервной системы, и индивидуальные отличия. Естественно, фактор воспитания и фактор среды играют огромнейшую роль в формировании любознательности и любопытства у ребенка. Я уже не раз говорил о том, как родители своими необдуманными действиями и словами отбивают у детей охоту учиться. Ребенок по природе своей любопытный, мы должны прекрасно понимать, что своими реакциями на детские вопросы мы начинаем формировать его познавательную мотивацию, стремление учиться. Если мы объясняем ребенку, почему вода жидкая, а трава зеленая, ему и дальше захочется узнавать все больше и больше. 

Но зачастую родители в силу своей занятости не понимают важности момента и отмахиваются от постоянных вопросов «почемучек» фразами типа «потому что потому», «потому что я так сказал», «не задавай глупые вопросы», «отстань». В итоге что происходит? Для ребенка узнать что-то новое становится чем-то плохим, за что могут наругать. Или если родители не систематически, через раз, поощряют желание детей узнавать новое, то его познавательные интересы оказываются достаточно поверхностными.

«Любопытная Варвара»

Каждый из нас не раз сталкивался с человеком, которому нужно все знать. Он везде и всюду. Узнает какие-то совершенно случайные сведения, факты, которые не имеют никакой познавательной ценности. Вот зачем ему знать, что ела на обед моя собака? Что это такое, когда человек лезет в жизнь других людей, нарушая все границы? Зачем ему это надо? Этакая «любопытная Варвара». 

Посредством такого любопытства человек пытается решить несколько своих проблем, которые связаны, во-первых, с тревогой, а во-вторых, со стремлением все контролировать. 

– Таким образом, именно тревога становится двигателем познавательного поведения «Варвары»?   

– Нарушение личных границ в любопытстве, как правило, свидетельствует о том, что у этой «Варвары» очень высокий уровень тревожности. Узнавая новые факты о каком-то конкретном человеке, человек пытается угасить свою внутреннюю тревогу и начать  контролировать другого человека. Такое поведение очень часто встречается у детей. Когда ребенок очень привязан к матери, он досконально расспрашивает ее о том, куда ты пошла, зачем надела именно это платье, что она сейчас делает, можно ли ему пойти с ней. Эдакий допрос с пристрастием. Ребенок тревожится, потому что он не может предсказать поведение матери и таким образом пытается взять его под контроль. Отмечу, что к детям 3–5 лет в возрасте «почемучек» это никак не относится.

Такой способ контроля поведения других людей в некоторых случаях может сохраниться и во взрослой жизни. Естественно, что попытки взять другого человека под свой контроль оказываются неэффективны и во многом деструктивны, ведь нарушаются личные границы другого человека. 

– Если у взрослого человека отмечается такое поведение, значит, ему нужно решать проблему повышенной тревожности?

– Да, нужно выяснить, в чем причина этой тревоги, страха потерять контроль над человеком, вообще стремления контролировать. Ответом может быть целый спектр различных причин, от индивидуально-психологических особенностей человека до психических расстройств. Ясно одно – такая тактика поведения не позволяет человеку выстраивать нормальные межличностные отношения. Чем сильнее человек пытается контролировать другого человека, тем в итоге он меньше его контролирует. 

– Почему?

– Представьте, если я за вами все время буду ходить и спрашивать, что вы делаете, в какой-то момент вы решите, что от меня нужно как-то спрятаться и закрыться. Вы начнете  увеличивать дистанцию, а я буду пытаться ее сократить. В итоге дистанция, конечно, увеличится в разы. А чем больше она увеличивается, тем сильнее я теряю контроль. Тем сильнее моя тревога и беспокойство. 

Поэтому нужно разграничивать любопытство, любознательность как стремление понять мир, от выпытывания информации для сохранения контроля и уменьшения тревоги. Это абсолютно разные явления. Что мы хотим сказать, когда пытаемся охарактеризовать человека как любопытного или нелюбопытного? Характеризуем ли мы его познавательную активность или описываем его способ взаимодействия в социуме? Правильнее было бы описывать его познавательную активность. Любознательный человек, который пытается ответить на вопрос о мироустройстве, в глазах обывателя может оказаться совсем не любопытным. Потому что его не интересует, например, с кем встречается соседка из квартиры напротив. Его область интересов находится в другой сфере. 

Границы дозволенного

– Многие молодые семьи жалуются, что теща или свекровь не дают им житья – постоянно интересуются их жизнью. Почему? 

– Когда теща или свекровь начинают влезать в жизнь женатых детей, это ничто иное, как попытка контролировать.

– А зачем им этот контроль? Дело не в желании властвовать? 

– Контроль, как правило, нужен им для того, чтобы избавиться от тревоги. Такой способ, как излишнее любопытство, как правило, для властных людей не характерен.

– Если бы обе стороны понимали причины этого чрезмерного любопытства, взаимопонимание в семье можно было бы наладить... 

– К сожалению, в нашем обществе очень размыто представление о личных границах, об интимной зоне. Мы не подходим вплотную к незнакомому человеку, иначе чувствуем себя неуютно. Почему? На уровне физического пространства нарушаются наши личные границы, поэтому мы держимся на расстоянии. То же самое касается и той информации, о которой мы спрашиваем, с которой мы делимся. Здесь у каждого человека тоже есть свои личные границы. И первое, что необходимо, – научиться уважать личные границы других людей. Чтобы научиться уважать границы других людей, нужно научиться их видеть. У нас, например, не считается бестактным спросить у человека:  «А почему ты не замужем? Почему у тебя нет детей? Женись, тебе уже давно надо рожать. Часики тик-так, тик-так». Но ведь это прямое нарушение личных границ. Может быть, для человека это трагедия, и говорить с малознакомым человеком о своей личной жизни он считает неуместным. Права поговорка – «любопытство не порок, а большое свинство». Потому что оно нарушает личные границы другого человека.          

Во-вторых, необходимо осознать, что абсолютно все контролировать человек в принципе не может. Это невозможно. Когда мать очень сильно беспокоится о ребенке – это понятно. Материнский инстинкт заложен в природе. Но когда в результате этого беспокойства начинается тотальный контроль за ребенком, то это уже ненормально. Необходимо научиться понимать, что близкие люди имеют право на самостоятельную жизнь. 

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один». 

Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.