Рыбные перспективы

Ухудшающееся положение в рыбной отрасли беспокоит власти Бурятии
A- A+
Непростую тему обсудили на круглом столе, который прошел в стенах бурятского парламента. Ситуацию можно облегчить с помощью развития аквакультуры. Но и тут тоже не все так просто, как кажется.

Возможности есть

В России уделяется немало внимания развитию аквакультуры. Два года назад принят долгожданный закон «Об аквакультуре», а в прошлом году федеральный Минсельхоз утвердил программу развития рыбоводства. Бурятия тоже имеет определенные заделы в этом направлении.

«У нас в республике также утверждена ведомственная целевая программа по развитию аквакультуры на 2016–2017 год.  В нынешнем году она финансировалась из бюджета РБ», – сообщил в начале заседания Александр Попов, председатель комитета Народного Хурала по аграрной политике.

В условиях республики можно развивать аквакультуру. Площадь водоемов составляет более 2,5 миллиона гектаров. Есть три рыборазводных завода и ряд коммерческих предприятий, которые разводят разные виды рыбы. Так, в 2016 году одиннадцать ИП заключили договоры на пользование рыбоводными участками. В БГСХА готовят кадры для сферы аквакультуры. Бурятия обладает серьезным научным потенциалом.

Но, как отметил Александр Попов, на этом фоне объемы рыбодобычи с каждым годом уменьшаются.

«В 1983–1993 годах в республике вылавливали ежегодно более 5 тысяч тонн  рыбы. Далее, в 1994–2004 годах, – уже 3,2 тысячи тонн. А в последние годы ежегодно вылавливается чуть более 2 тысяч тонн. При всей целенаправленной работе ведомств ощутимого результата Бурятия не имеет», – озвучил депутат грустные цифры.

Рыбная аквакультура способна внести ощутимый вклад в поддержание рыбодобычи. Ведь ее можно развивать несколькими способами.

«Пастбищное рыбоводство на озерных системах Бурятии, за счет естественной кормовой базы, потенциально может дать до 1,5–2 тысяч тонн товарной рыбы в год. Возможности индустриального рыбоводства оцениваются в 300–400 тонн ежегодно.

Одно из больших и перспективных направлений – развитие товарных рыбоводных хозяйств на малых и средних озерах, карьерах. Здесь легче осуществлять контроль за технологическими процессами. В таких местах перспективны сазан и пелядь.

Искусственное воспроизводство омуля и других видов (таймень, ленок, сиг, хариус, байкальский осетр) также входит в аквакультуру», – озвучил потенциал региона Олег Журавлев, представитель лаборатории аквакультуры Байкальского филиала «Госрыбцентра».

Однако потенциал надо уметь реализовать, справиться с климатическими, биологическими, юридическими, финансовыми и социальными проблемами. Они практически уравновешивают потенциал и в итоге развитие аквакультуры буксует.

Нужна научная основа

Например, в малых, средних водоемах очень большие внутригодовые колебания уровня воды. Это затрудняет устойчивое развитие пастбищного рыбоводства. Использовать те же  мелкие озера Еравно-Харгинской системы сегодня нецелесообразно.

В Бурятии нет представления о потенциале конкретного водоема. Необходимо провести паспортизацию водных объектов – оценить нынешний биопотенциал. Необходимо сформировать Кадастр рыбохозяйственных водоемов. Данные, которые сейчас используются, – 15–20-летней давности.

Участники круглого стола выступили с предложением, чтобы бюджет субсидировал паспортизацию водных объектов, оценку их потенциала, разработку предпринимателями рыбоводно-биологических обоснований.

Предприниматель, который займется аквакультурой, хотя бы должен знать, сколько рыбы выпускать, чтобы ей хватило корма.

Из упомянутых одиннадцати ИП несколько уже сами заказали исследование водоемов, на которых работают.

«В целом большой ассортимент рыбы мы выращивать не можем по климатическо-гидрологическим причинам и из-за закона «Об охране озера Байкал», который затрудняет внедрение чужеродных видов. Надо смотреть, имеет ли конкретный водоем связь с бассейном Байкала. Для нашей зоны больше всего подходят сазан и пелядь», – отметили собравшиеся.

Выпустив мальков в водоем, предприниматель не может эффективно защитить выросшую рыбу от браконьеров. Они нагло ставят сети и ловят рыбу. Даже если предприниматель готов изучить кормовую базу озера, гидрологию, гидрохимию, инвестирует деньги в покупку мальков, но в итоге браконьеры своруют большую часть рыбы. Как выжить  бизнесу?

Отрасль аквакультуры испытывает и финансовые проблемы.

Одни участники заседания, в условиях засухи, обмеления, зарастания водоемов, браконьерства, считают выходом из ситуации индустриальную аквакультуру. Другие заявили, что при нашей цене на электричество это будет невыгодно.

Круглый стол прошел заинтересованно. Были выработаны рекомендации, которые должны дать толчок перспективной отрасли. Хурал намерен и дальше держать аквакультуру в зоне внимания.

Петр Санжиев, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.