Найти силу в слабости

Как разглядеть в характере «изюминку» и сделать ее основой успеха
A- A+
Не всегда индивидуальность ребенка воспринимается родителями как нечто особенно ценное. Например, родителям легче наказать своего шумного, неугомонного ребенка, чем понять, что активность – его природа. 

«Любое индивидуальное проявление является как сильной, так и слабой стороной человека. Нужно заметить эту особенность в ребенке и развернуть ее в сильную сторону. Не надо пытаться переделать ребенка – он хорош тем, какой он есть», – считает психолог Игорь Бадиев.    

Незачем ломать природу ребенка

– Игорь Валерьевич, почему родители нередко бывают весьма не довольны своими детьми? 

– Ко мне часто обращаются родители, которые хотят, чтобы их дети были другими. Они обеспокоены тем, что их дети не похожи на других. Например, слишком подвижны или, наоборот, чрезмерно замкнуты. Их увлечения вырываются из круга интересов сверстников. Родители беспокоятся, «а нет ли у моего ребенка какого-либо отклонения?» 

 Что необходимо знать родителям? Нужно уяснить, что все люди разные. Как нет двух физически одинаковых людей, так и в психологическом плане нет двух одинаковых людей. Представьте, если бы все люди были одинаковые. Это было бы крайне странно, и насколько скучен был бы этот мир! Если ваш ребенок не похож на других, скорее всего, в этом его индивидуальная особенность, а не отклонение от нормы. 

Очень часто от родителей можно слышать – «мой ребенок очень активный, непоседливый, постоянно на все отвлекается, наверное, с ним что-то не то». В подавляющем большинстве случаев это его индивидуальная особенность. Говорить об отклонении можно тогда, когда эти проявления крайне сильно выражены и проявляются всегда, везде и мешают ребенку жить. 

Человеческая индивидуальность имеет сложную структуру. Всем широко известно деление людей по типу темперамента на сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков. Согласитесь, странно было бы ждать от флегматика, что он станет холериком. Ваш ребенок флегматичен – спокойный, невозмутимый, а вы хотите, чтобы он активно занимался общественной жизнью, был лидером в классе, капитаном команды по футболу. Но он такой, какой он есть. И перестраивать его – значит, ломать его природу.  

Характер с «изюминкой»

В психологии есть такое понятие, как акцентуация характера, когда отдельные черты характера чрезмерно усилены. Это не отклонения от нормы, это ее вариант. Я проводил исследования в нескольких школах, обследовал старшеклассников 9–11 классов, результаты показали, что 95% подростков имеют тот или иной тип акцентуации характера.

Если подумать, что такое «нормальный» характер? По сути это просто характер без характера: без каких-либо ярко выраженных особенностей. А что делает человека  интересным, в чем изюминка? Она в этом и заключается – в какой-то индивидуальной, ярко выраженной черте. Она делает человека особенным, не похожим на других.  

– В моем представлении акцентуация характера всегда ассоциировалась с чем-то негативным…

– Дело в том, что такая ярко выраженная черта может приводить к различным нарушениям, но не потому, что она есть, а в результате действия определенных  психогенных неблагоприятных факторов, к которым эти акцентуации очень чувствительны. Советский психиатр Андрей Евгеньевич Личко, который разрабатывал типологию акцентуаций характера у подростков, называл это слабое место точкой наименьшего сопротивления. Для каждого типа акцентуации характера существует так называемая «ахиллесова пята», такое воздействие внешней среды, которое приведет его к дезадаптации, к различным поведенческим нарушениям. Именно поэтому учет типа характера при работе с ребенком необходим просто для того, чтобы не провоцировать эту дезадаптацию.  

Пик обострения индивидуальности приходится на подростковый возраст. При взрослении эта ярко выраженная черта становится менее заметной за счет того, что формируется личность человека, который приобретает все новые и новые способы поведения. 

– Но ведь об острых чертах характера говорят не только в подростковом возрасте? 

– В некоторых случаях акцентуации сохраняются и у взрослых людей, и во многих случаях это не свидетельствует о недоразвитости личности. Возьмем величайшую личность, гения – Моцарта. Этот титан музыки в обыденной жизни был капризным, избалованным ребенком.  

«Живчики» и «тихони»

– Это значит, что перчинка в характере не влияет на успешность человека? 

– Нет, такой однозначной связи нет. И даже наоборот. Есть расхожее мнение, что именно психопаты совершают наиболее сильные прорывы и в искусстве, и в науке. Ярко выраженные индивидуальные особенности некоторым людям помогают добиться больших успехов. Просто они были применены правильным образом. 

– И когда родители «ломают» детей, они мешают им стать успешными в будущем?

– Да, и когда ваш ребенок сидит спокойно, что-то делает, мало с кем общается, не нужно делать из него активиста-лидера. Вам нужно найти ему такое занятие под особенности его характера, которое поможет ему стать успешным и реализоваться. Например, рисовать. 

Или наоборот, часто родители жалуются на очень активных детей. Нужно найти, каким образом эту черту можно использовать, для того чтобы ребенок стал успешным. Если мы будем все время на него давить – «не шуми, не бегай, ну-ка сядь» – ограничивать его, то это не только ему не поможет в развитии, но и приведет к дезадаптации. Потому что у этих живчиков (у гипертивного типа акцентуации) точкой наименьшего сопротивления является ограничение активности. И если мы такого ребенка начнем ограничивать, это приведет к его дезадаптации – к аффективным вспышкам, побегам из дома и прочему. 

– Даже если его активность родители ограничивают, внутри-то он все равно остается сверхподвижным? 

– Да, и от действий родителей он спокойным не станет, просто вся его активность будет заперта как в паровом котле, а затем может выйти наружу через нежелательные сферы. 

Тихони, не меньше чем живчики, беспокоят своих родителей. Ребенок спокоен, о чем-то думает, витает в облаках. Это тип характера, у которого тоже есть и сильные, и слабые стороны. И если такого ребенка искусственно тормошить, то ничего хорошего из этого не выйдет.

Не наступить на ахиллесову пяту

Другой тип акцентуации характера – шизоидный тип (не путать с шизофренией). Этого человека характеризует погруженность в себя, у него очень богатая фантазия, свой внутренний мир, он любит творчество и одиночество. Внешне же он выглядит очень холодным, отстраненным, его можно принять за надменного человека. И если родители будут толкать такого ребенка идти на контакт с другими детьми, заставлять много общаться, то наступят на его «ахиллесову пяту». Это приведет к тому, что ребенок еще больше замкнется и уйдет в себя. Такому ребенку, наоборот, нужно пространство, возможность побыть одному. 

А вот подростку истероидного типа, наоборот, нужно все время быть на виду. Их отличает жажда внимания, демонстративность поведения. Игнорирование этих особенностей,  лишение внимания является для них психогенным фактором, который приведет к дезадаптации. Если на такого ребенка перестать обращать внимание, то в итоге он начнет хулиганить и делать что угодно, лишь бы привлечь к себе внимание. 

А между тем его черты характера могли бы сыграть ему на руку. Если ребенок хочет быть в центре внимания, значит, он умеет владеть вниманием аудитории, у него нет страха публичности. Естественно, эту его особенность нужно развивать, вот вам, пожалуйста, и готовый оратор или артист.

Дать ребенку шанс стать успешным

Есть такая разновидность – психостеники. Они с детства болезненные, очень быстро утомляемы, из-за этого раздражительны. Они очень сильно тревожатся по поводу различных ситуаций, которые только могут с ним произойти. Чтобы побороть тревожность, они начинают применять различные ритуалы, которые их успокаивают. Например, не наступать на трещины в асфальте, на порог не наступать. Для такого человека сильная ответственность губительна.  

Или другой вариант – «удобный ребенок»: это послушный, ответственный, исполнительный человек сенситивного типа. Эти подростки очень чувствительны к общественному мнению, у них очень сильно развит комплекс неполноценности. И, чтобы этот комплекс восполнить, они все стараются делать хорошо и отлично. 

Если мы такого ребенка в чем-то заподозрим, это для него будет сильнейшим стрессом, который может довести его до суицидальных моментов. Они очень чувствительны к тому, что о них могут  подумать. Однако эта ответственность и исполнительность, стремление все сделать на «5» очень любима учителями. Естественно, эту особенность нужно учитывать. Из них получаются хорошие старосты и командиры класса. Они могут достичь больших высот в том, где они считают себя слабыми. 

– Давайте подытожим. Выходит, что с «изюминкой», какой бы она ни была, не надо бороться?

– Конечно нет. Нужно учитывать эти особенности характера, искать в них  сильные стороны.  

– А ведь за эти особенности детей часто наказывают…  

– Потому что у родителей, воспитателей, учителей есть какое-то свое представление о том, каким должен быть ребенок. И когда он не соответствует этому образу, взрослые начинают его наказывать, загонять в рамочки, укладывать в прокрустово ложе. В результате они не дают детям стать теми, кем они могли бы стать.  

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один». 
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.