Перезагрузить уголовников

Проект «Ресоциализация» дает отчаявшимся шанс на новую жизнь
A- A+
В прошлом убийцы, воры, мошенники кардинально меняют образ жизни после освобождения. Бывшие заключенные становятся законопослушными гражданами, находят хорошую работу и обзаводятся семьями. И это реальные факты. Вот только поверить в  исправление тех, кто побывал за решеткой, готов не каждый житель Бурятии. Проект «Ресоциализация» меняет представление о «сидельцах» в лучшую сторону.

Криминальная Бурятия

В Бурятии довольно высокий уровень рецидива. Порядка 70% бывших заключенных повторно совершают правонарушение и садятся в тюрьму. 

На днях известный в республике общественник, юрист, доцент кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета БГУ Александра Мяханова презентовала свой уникальный проект «Ресоциализация», который помогает преступникам начать жизнь с чистого листа.
 
– Проект по ресоциализации, то есть адаптации осужденных и отбывших наказание, рассчитан на небольшую категорию. Мы не берем во внимание 60–70%  тех, для кого преступление – это способ заработать или «тюрьма – мать родная». Также не занимаемся теми, у кого уже есть и семьи, и жилье, и работа, – говорит Александра Николаевна. – 
На помощь могут рассчитывать 10–15% преступников. Среди них условно осужденные, которые никогда не были за решеткой, и те, которые отсидели свое и не намерены возвращаться в колонию.  При этом все они остро нуждаются в помощи общества и, главное, – хотят изменить свою судьбу.

Самые распространенные проблемы, с которыми сталкиваются осужденные, – это незнание законов. Им сложно адаптироваться, ведь они не понимают, как можно быстро найти работу, где оформить ту или иную справку или у кого просить временное прибежище. 

Люди месяцами живут на улице без паспорта и положенного по закону пособия. В результате многие вновь начинают воровать и возвращаются в тюрьму. А вот те люди, которым вовремя помогли справиться со своими проблемами, сейчас могут похвастать своим благополучием. 

Убила мужа

Исправившиеся преступники совсем не отличаются от обычных горожан. Бывшие заключенные и выглядят, и живут так же, как мы: ходят на работу, воспитывают детей. 

К примеру, о том, что у Ирины Алексеевны за плечами 7,5 лет тюрьмы, не смог бы догадаться даже самый опытный телепат. Симпатичная моложавая женщина согласилась рассказать нам свою историю.  

В 51 год, будучи абсолютно трезвой, она убила своего мужа. То, что произошло, предпочитает не вспоминать, говорит, все было как в тумане. 

После суда сразу в Бозой – школу тюремной жизни, со своими строгими правилами и конфликтами. Большую часть срока провела там, остаток – в тогда еще новой ИК-7. Странно, но о своих «одноотрядчицах»  рассказывает с улыбкой. Говорит, было все: и ругань, и угрозы, и дружба. Теперь это позади. Многие из девчонок вернулись к нормальной жизни и частенько заглядывают к ней в гости вместе со своими детишками. За хорошее поведение женщине скостили срок на 2,5 года. 

У самой Ирины Алексеевны детей нет. Рожала дважды, оба ребенка скончались в младенчестве. Оттого после колонии было сложно вернуться к прежней нормальной жизни. Ни детей, ни мужа. На свободе ждали только любимая сестра и племянницы, однако они жили в другом городе. 

Раскаяние

Все эти годы женщина задавала себе единственный вопрос: почему она совершила преступление? Ответа так и не нашла, зато пришло раскаяние. Чувство вины сжигало сердце, в какой-то момент даже хотелось покончить с собой. К счастью, все это сменилось желанием начать новую счастливую жизнь, в которой бы не было места ни криминалу, ни самобичеванию. Все 7,5 лет, проведенных в колонии, Ирина копила деньги, готовясь к освобождению, а когда вышла, в первую очередь пошла за обновками. Так сказать, новая жизнь – новый имидж.

После освобождения ее активно поддерживали сестра и племянницы. Они предоставили ей жилье, высылают деньги на проживание и, главное, поддерживают психологически. Несмотря на то что живут в другом городе, частенько приезжают. 

– Недавно племянница гостила, мы с ней ходили в боулинг. Я была там впервые, – радостно сообщает Ирина.

Впрочем, чаще она посещает театры и музеи, а также любит прогуляться со своим псом по городскому парку. Родственники не раз зазывали женщину переехать к ним в Калининград. Но пока безуспешно. Она живет  одна, и это ее устраивает, вечерами поет, читает книги, смотрит телевизор. Прошло почти четыре года с момента освобождения.  История Ирины Ивановой – тот редкий случай, когда начать жизнь с чистого листа помогают близкие родственники. Ведь зачастую все разом брезгливо отворачиваются от бывшего заключенного, оставляя человека на произвол судьбы.

Разбойное нападение

Так произошло с Алдаром Цыреновым. Он вырос в благополучной семье, мама работала в оптике, папа водил автобус. Жили дружно, дом – полная чаша. Но в один прекрасный день родители поняли, что больше не любят друг друга, и расстались. Мать уехала в Гусиноозерск, отец нашел другую женщину и остался жить в своей квартире. Тогда 15-летний Алдар впервые почувствовал себя  никому не нужным. Его отправили жить к бабушке с дедушкой на Шишковку. 

С этого момента началась другая жизнь. Дворовая шпана тут же пришла знакомиться с новичком и приняла его в свой круг. Алдар бросил школу, начал выпивать и подворовывать. 

– Я просто почувствовал свободу, никто за мной не следил, не воспитывал, – рассказывает немногословный Алдар. 

Закономерными стали приводы в милицию. Год за годом Алдар с новыми товарищами шел на все более тяжкие преступления. И вот однажды пьяные и от того смелые друзья совершили разбойное нападение. Подельников нашли быстро. Всех осудили. Алдару Цыренову дали 12 лет колонии строгого режима. 

Там и пришло отрезвление. Он понял, что сам виноват в происшедшем. Решил, что больше никогда не вернется за решетку. Много читал, думал, как жить дальше. Не сделал ни одной татуировки, поскольку понимал, что это поставит крест на его будущем. 

Последнюю пару лет, что он провел в зоне, ему снился один сон. В нем Алдар, свободный и счастливый, разгуливает по любимому Улан-Удэ, наслаждаясь красотами города, в его руках мороженое, о котором он так давно мечтал…

Любимый город

Когда вышел, первым делом мужчина воплотил в жизнь свои мечты – отправился бродить по родным улочкам, и очень удивился тому, каким красивым за это время стал родной Улан-Удэ. 

Уже третий год как Алдар на воле. Это  сложный период, ведь часто повторные преступления совершаются в течение первых пяти лет после освобождения. Но Алдару некогда и думать об этом. Он работает грузчиком в хорошей компании, делает ремонт в отцовской квартире, где живет со своей супругой. Кстати, совсем скоро Алдар станет папой. И это осознание делает его абсолютно счастливым человеком. 

– Весной жена родит. Это будет мой первый ребенок, мне сейчас уже 36 лет, – улыбается будущий папа.

После нескольких лет на зоне Алдару было сложно адаптироваться к нормальной жизни. Многие из прошлых друзей отвернулись, сразу после того как он оказался за решеткой. Родственников рядом не было ни тогда, ни сейчас. Помогают, в основном, такие же, как он, –  побывавшие в колонии и решившие изменить свою жизнь. Друзья помогают и в ремонте, и с работой, и по жизни. Кроме друзей, Алдар благодарен участковому, который поддерживал его и по сей день всячески ему помогает. 

Молодой мужчина согласился на интервью, чтобы на его примере подростки поняли, что не стоит бравировать и совершать преступления. Он бы очень хотел повернуть время вспять и все исправить, ведь потерянные за решеткой годы уже никогда не вернешь.

Порвать порочный круг

Сейчас в окружении наших героев много людей, которые также отбывали срок в местах лишения свободы. Однако все они начали новую жизнь. У лучшей подруги Ирины Алексеевны свой дом, муж и трое детишек. Друзья Алдара так же, как и он, не любят вспоминать о прошлом, они работают и воспитывают детей.  

Александра Мяханова уверена, что героям нашей статьи повезло с тем, что их вовремя поддержали. Было бы еще лучше, если бы так помогали каждому преступнику, который твердо решил завязать с криминалом. 

– Работа по ресоциализации осужденных велась и ведется всегда. Этим занимаются сотрудники УФСИН, МВД и других государственных и муниципальных структур, – говорит Александра Николаевна.

Главным стопором в этой работе становится общество. Люди негативно настроены по отношению к бывшим заключенным и не готовы им помогать. 

– Мы сейчас в рамках гранта анализируем ситуацию в Бурятии. Главный вывод: мы их отвергаем, поэтому у них нет ни работы, ни, соответственно, жилья, семьи, поддержки. И когда мы их отвергаем, они идут за помощью к криминалу. Этот порочный круг нам надо разорвать. Чтобы эти люди действительно поняли, что начать новую жизнь – реально, – объясняет Александра Николаевна. 

При этом помощь, которая необходима отбывшему наказание,  выражается не только в денежном эквиваленте. Достаточно вместе сходить в администрацию, центр занятости и так далее. Многие из бывших заключенных не понимают, куда им нужно обратиться по данным вопросам. 

– Я уже не одна, есть единомышленники, созданы некоммерческие организации. Часть людей помогает им по доброте душевной, – говорит Александра Николаевна, – остальная часть, которая и есть  большинство в обществе, должна осознавать, что без их помощи отбывшие наказание снова вернутся в места заключения. Но при этом кого-то убьют, кого-то ограбят или что-то украдут. Поэтому у общества должен сработать хотя бы инстинкт самосохранения. 

Сейчас Александра Николаевна ездит по районам республики и изучает на местах, что  представляют собой эти люди – нынешние условно осужденные и отбывшие наказание, какие у них проблемы. После этого с сотрудниками МВД и УФСИН будет проведен  анализ и представлены рекомендации для органов власти. 

В скором будущем она надеется запустить новый проект для адаптации  бывших заключенных. Поддержку ей уже пообещали городские власти. Но что это за проект, Александра Мяханова пока держит в секрете. 

Елена Калашникова, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.