Бурятия претендует на «Шелковый путь»

Масштабный инфраструктурный проект Китая стоимостью 240 миллиардов долларов может коснуться республики
A- A+
Сегодня Бурятия имеет все шансы стать частью масштабного международного проекта под названием «Шелковый путь». На создание транспортных коридоров в рамках этого проекта Китай выделяет 240 миллиардов долларов. Об этом рассказали участники выездного заседания комитета Совета Федерации по международным делам в Улан-Удэ.

Транспортный потенциал

Возглавлял заседание председатель комитета Константин Косачев. Он отметил, что это уже третье подобное заседание в этом году. И связано оно с реализацией потенциала Бурятии как стратегически важного региона для международного сотрудничества России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

– Через Бурятию проходит Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали, соединяющие центральную часть России с Китаем, Монголией, со странами Юго-Восточной Азии. Уверен, что транспортный потенциал республики может и должен стать одним из ключевых в развитии международных отношений России, – отметил он.

Пожалуй, один из основных проектов, на которые сегодня стоит обратить внимание, – это китайский проект под названием «Шелковый путь». Он разрабатывается еще с 2014 года. Его суть в том, что Китай поставил себе задачу за счет новых современных транспортных коридоров сократить сроки доставки своих грузов в Европу. Для поддержки своего проекта он создает систему финансовых институтов с общим объемом капитала 240 миллиардов долларов.

И Россия сегодня рассматривается как наиболее перспективная страна. Учитывая, что Бурятия находится в непосредственной близости с Китаем, транспортный коридор вполне может пройти и по нашей территории. Однако существует ряд проблем, которые придется решить, чтобы включиться в проект.

– Речь идет и о транспортной, и об энергетической, и о телекоммуникационной составляющей. Длительность таможенных проверок, плохое качество дорог, износ основных фондов, низкая пропускная способность контрольно-пропускных пунктов. Без решения этих проблем Россия рискует оказаться ограниченной или даже исключенной из инфраструктурной сети, развитие которой планируется в рамках проекта экономического пояса «Шелкового пути», – рассказал Константин Косачев.

Миллиарды на экспорт

Между тем сегодня международное сотрудничество Бурятии заключается в основном в экспорте авиационной продукции и потоке людей и товаров из Монголии. По итогам прошлого года внешнеторговый оборот республики составил 1,6 миллиарда долларов. При этом последние пять лет этот показатель увеличивается в среднем на 22,4 процента.

– Внешнеторговые операции осуществлялись с партнерами из 52 стран мира. Постоянными торговыми партнерами республики являются Китай и Монголия, – рассказал в своем докладе министр экономики Бурятии Зандра Сангадиев. – Основные статьи экспорта – это авиационная техника, каменный уголь, продукция лесопиления и целлюлозно-бумажной промышленности, вольфрамовый концентрат, лесохимия, продовольственные товары. Более 60 процентов экспорта приходится на продукцию машиностроения.

Причем экспортом занимаются в основном крупные предприятия, такие как «Тугнуйский угольный разрез», «Улан-Удэнский авиазавод», «Байкальская лесная компания», «Селенгинский ЦКК», «Бурятмяспром» и так далее. Доля же малого и среднего бизнеса в экспорте крайне мала.

– Практически из 40 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства экспорт осуществляет всего 106 организаций. Причем в основном в сфере лесозаготовки и лесопереработки, – отметил Зандра Сангадиев.

Москва в помощь

Впрочем, этого все же недостаточно, чтобы в полной мере реализовать весь потенциал Бурятии как приграничного региона. Но на местном уровне возможностей изменить это немного. Большинство проблем решается в Москве. Например, таможенные проблемы. Слишком сложная процедура досмотра тормозит привлечение туристов в республику. И, как отметил зампред правительства Бурятии по экономическому развитию Александр Чепик, пока эти вопросы все еще не урегулированы.

– Также нас интересуют вопросы, связанные со строительством скоростной дороги Улан-Батор – Улан-Удэ. Есть сложности с реализацией проекта по скоростной железной дороге. Сейчас турист едет 14 часов, и поэтому он вынужден ехать не по железной дороге, в комфорте, а по автомобильной дороге с различными сложностями. В любом случае это тот путь, который мы должны пройти, если мы хотим развивать туризм, жить комфортно и создавать условия для туристов, – отметил зампред.

В любом случае прошедшее в Улан-Удэ заседание Совета Федерации должно так или иначе ускорить работу в этих направлениях. А если удастся включиться в проект «Шелковый путь», то республика получит серьезный толчок для развития инфраструктуры и экономики в целом.

Владимир Пашинюк, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.