Федеральное безразличие

Пока «Стальмост» отбивается от исков о банкротстве, власти просто игнорируют крики о помощи
A- A+
«Улан-Удэстальмост» продолжает бороться с ведомствами и компаниями, пытающимися обанкротить его. Между тем местные власти не могут предложить предприятию никакой ощутимой помощи. А федеральные полностью игнорируют письма, которыми их забросали местные чиновники и руководство завода.

Череда «нападений»

Недавно многострадальный «Улан-Удэстальмост» отбился от очередного иска о банкротстве предприятия. На этот раз уничтожить завод пыталась налоговая служба. Решением от 23 сентября Арбитражный суд Бурятии налоговикам отказал. И тут же назначил следующее подобное заседание по иску ООО «03-Коутингс» на 3 ноября.

Среди тех, кто за последние годы пытался обанкротить предприятие, засветились «Истра-МК», которая была первой, компания «А Групп», «Байкалтрансгруппа». Ну и, конечно, главный кредитор – Сбербанк.

Именно ему «Стальмост» задолжал более миллиарда рублей. В феврале этого года арбитраж обязал завод вернуть банку долг. А в сентябре – признал банкротом гендиректора предприятия Анатолия Суслова. Как уже писал «Номер один», это может быть связано с тем, что директор помешал Сбербанку провернуть схему с вероятным уничтожением предприятия в интересах определенных лиц.

Таким образом, «Стальмост» все еще на плаву, хотя проблем у него по-прежнему хватает. И угроза потери одного из флагманов бурятской промышленности все еще актуальна. Однако для республики утрата завода – это не только сокращение возможных налоговых поступлений. В первую очередь это, конечно, люди. Ведь в случае уничтожения предприятия на улице могут остаться более 700 человек.

Кроме этого, на заводском балансе находится большая подстанция, которая питает и соседние предприятия, и жилой массив близлежащих районов. Числится за заводом и котельная, которая отапливает целые поселки. Как нам рассказал сам Анатолий Суслов, на сегодня альтернативы ей у города нет. Другого тепла сюда подать не могут – слишком дорогое удовольствие для местного бюджета.

– Казалось бы малость, а, не дай бог, предприятие встанет – по городу большая трагедия будет. Даже такие мелочи, как кислород. В основном кислород на больницы берут на ЛВРЗ, но иногда там бывают перебои, тогда нам приходится сидеть и делить, сколько баллонов на какую больницу дать на выходные дни. Вроде бы мелочь, но для кого-то это жизнь, – говорит Анатолий Суслов. – Много мелочей, которые тянутся за любым заводом, не только за нашим. Потому что это все органично вписано в городскую структуру.

Стопка писем

Однако, с тех пор как завод погряз в финансовых проблемах, от властей кардинальной помощи так и не поступило. Понятно, что у регионального правительства не так много полномочий, чтобы вытянуть предприятие. Но все же кое-какие рычаги имеются.

– Обращения от правительства были на федеральный уровень. На Шувалова были обращения, на руководителей министерств. И по загрузке предприятия, и на налоговую с просьбой предоставить отсрочку, реструктуризацию по налоговым задолженностям, – рассказывает Анатолий Суслов.

Однако реакции, как мы видим, никакой. Разве что от налоговой – она подала на банкротство «Стальмоста», невзирая на крики о помощи.

Все обращения на уровень федерального правительства касаются загрузки завода. Ведь именно в нее упираются самые большие проблемы предприятия. Без загрузки нельзя найти инвестора, взять кредит, расквитаться с долгами. Как раз из-за резкого падения заказов и случился нынешний кризис.

– Прошли эти совещания, появились солидные протоколы. Но, к сожалению, какой-то конкретикой это не закончилось. Конечно, у нашего правительства руки определенной длины. Не знаю, могут ли они что-то по-другому сделать, – размышляет Анатолий Суслов. – Сейчас письмо отправлено Дмитрию Медведеву по следам его приезда. Я считаю, в правительстве России могут нам помочь. Не такая для них это большая работа. А для нас в корне изменила бы ситуацию в поиске заказов.

Отправили письмо и на имя Олега Белозерова, президента «РЖД». Ведь эта компания тоже может обеспечить загрузку «Стальмоста», хотя бы частично.

Поиски спасения

Все, что могло предложить местное правительство от себя, – это госгарантии. Тем более что подобный опыт у республики есть. Но в нынешней ситуации госгарантия для «Стальмоста» не стала бы спасением, уверен Анатолий Суслов. 

– Мы рассматривали этот вопрос. Это гарантия для того, чтобы мы получили кредит. Но мы не рассчитались еще по другому кредиту, – отметил он. – Прежде чем ее брать, надо знать под что, чтобы деньги сработали. А пока загрузки нет большой. Если что-то будет, и не хватит средств, для того чтобы раскручиваться, тогда другое дело. Тогда она будет ложкой к обеду. Но сейчас этого делать нельзя.

Перекредитоваться с ее помощью, уйдя от Сбербанка, который, видимо, пытается развалить предприятие, тоже не выйдет – запрещено законом. Другие же меры поддержки в случае со «Стальмостом» просто не работают.

– Те меры, что существуют, мы под них не подходим. Да и они для нашей ситуации не столь существенны, – уверен Анатолий Суслов.

Тем не менее руководство завода продолжает искать выход из сложившейся ситуации. Поиск инвесторов до сих пор ни к чему не привел. Попытка довериться Сбербанку едва не закончилась рейдерством, когда на «Стальмост» пытался зайти «инвестор» в виде «Иркутского завода тяжелого машиностроения». 

– Инвестора сложно привлечь на предприятие, которое плохо загружено. Но есть иные способы, – говорит Анатолий Суслов. – Все два года нашего простоя ищем кардинальные пути выхода. На сегодня очередной вариант прорабатывается и, нам кажется, вроде бы неплохо идет. Чем закончится – жизнь покажет.

Таким образом, завод так и не увидел кардинальной помощи ни от местных властей, ни от федеральных. Но если местным и предложить-то особо нечего, то федеральные власти попросту игнорируют просьбы о помощи из региона. Так что остается надеяться только на себя.

Владимир Пашинюк, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.