Застрявшие в детстве

Почему даже в 40 лет многие люди так и остаются детьми
A- A+
В кого превратится ваш ребенок, если чрезмерно оберегать его? Забитым тихоней или импульсивным хамом, который считает, что ему все дозволено, безынициативным исполнителем или маменькиным сынком – все зависит только от вас. 

«Каждый раз, когда мы начинаем делать за ребенка домашнее задание или выполняем его обязанности по дому, мы делаем еще один шаг к его несамостоятельности», – констатирует психолог Игорь Бадиев.   

Кто такой взрослый?

– Игорь Валерьевич, давайте поговорим о процессе взросления. Ведь не секрет, что некоторые мамы чрезмерно оберегают своих детей от любых проблем, тем самым мешают им проходить необходимые этапы взросления, набираться опыта… 

– Начнем с вопроса: а что же значит быть взрослым? Определяется ли взрослость количеством прожитых лет? Сейчас мы часто можем встретить 30-летних и даже 40-летних детей. Им свойственны те же характеристики, что и детям, – несамостоятельность, безответственность, импульсивность. Помните такую шутку «первые 40 лет – самые сложные в жизни мальчика»? Поэтому попробуем разобраться, какими характеристиками обладает взрослый человек. 

Когда я задаю этот вопрос студентам, мне часто начинают перечислять некие внешние признаки взрослого человека: это тот, кто сам зарабатывает, который может делать все, что хочет и которому никто не указывает, что делать. Как соотносится этот образ с реальностью? Все мы прекрасно понимаем, что взрослый человек не может всегда делать то, что хочет. Мы называем взрослым того, кто умеет самостоятельно принимать решения и персонально несет за них ответственность. Это человек, который может адекватно существовать в социуме и достигать успехов. Откуда же берется неадекватный образ взрослого? 

– Из детства?

– Да, как противопоставление постоянному давлению и тотальному контролю со стороны родителей. Такое представление часто можно встретить у подростков, которые говорят: «Вот стану взрослым, буду делать все, что захочу – буду пить, курить, материться». 

Страхи родителей как помеха

Проблема заключается в том, что мы сами воспитываем взрослых «детей». Ведь самостоятельность и ответственность – это те качества, с которыми человек не рождается. Это то, чему он научается в процессе воспитания. Поэтому вопрос, станет ли человек взрослым или так и останется ребенком, закладывается его родителями и их системой воспитания. 

– Какая же это должна быть правильная система воспитания?

– Для того чтобы ребенок научился самостоятельности и ответственности, ему необходимо предоставлять эту самостоятельность и ответственность. Других путей сформировать эти умения просто нет. Проблема заключается в том, что родители зачастую очень боятся доверить ребенку что-либо. Они боятся, что он сделает что-то не то, выберет не то, пойдет не туда, попадет в дурную компанию и прочее. Именно поэтому очень часто родители начинают делать за ребенка все сами. Далеко за примером ходить не надо. Вспомните, как родители помогают детям делать домашнее задание. Сейчас любимый разговор молодых родителей, у которых дети пошли в школу, – как решается та или иная задача. Почему? Потому что родители сами решают эти задачи вместо ребенка. 

– Они боятся, что ребенок не справится, не будет успешным, будет отставать от одноклассников? 

– Да, что он не справится с заданиями и будет хуже других. Это страх родителей. И этот страх понятен – каждому родителю хочется, чтобы его ребенок получал пятерки. Но какой ценой? Если взвесить, что лучше – кратковременная пятерка сейчас или неумение самостоятельно выполнять какие-либо дела в перспективе? 

«Я ничего не хочу»

Если мы ребенку все время будем зашнуровывать ботинки, он никогда не научится их зашнуровывать. Нам всегда некогда, да и ребенок опять не так сделает. Нам проще и быстрее сделать самим. В результате ребенок растет несамостоятельным. Он не научается делать элементарные вещи на бытовом уровне. Если родители боятся доверить ребенку самостоятельно выполнить домашнее задание, если родители не могут доверить ему сходить в магазин, боятся доверить ему приготовление завтрака, то что уж говорить о принятии ребенком каких-то жизненно важных решений, которые ему все-таки необходимо будет принимать? 

Родители начинают решать за ребенка – «ты пойдешь на футбол, зачем тебе танцы? Еще ты должен научиться играть в шахматы – это развивает ум». Родители не спрашивают ребенка, чем ему хочется заниматься. И даже если они демократично спросят его: «Ну ладно, а ты сам-то чего хочешь?», что ребенок ответит? «Я ничего не хочу» или  «я не знаю, что хочу». Потому что родители всегда за него все решали.  

– Он не знает, чего хочет, потому что понятия «я хочу» в его голове просто нет? 

– «За меня все решали родители, в какие кружки и секции я буду ходить, какие предметы мне нравятся, а какие нет, какие экзамены я буду сдавать, в какой вуз я буду поступать». В конечном итоге, рано или поздно, ребенок все равно столкнется с необходимостью принимать самостоятельные решения. Будь то в 25 лет, в 35 или в 40 лет. И, естественно, он не сможет принять решение самостоятельно, ему будет крайне трудно сделать свой выбор – он не умеет этого делать. Не потому что он маменькин сынок или недотепа. Он просто не научился этого делать. Поэтому, дорогие родители, надо понимать, что каждый раз, когда вы начинаете делать что-то за ребенка, вы делаете один шаг к его несамостоятельности. 

Родительскую тревогу за детей понять можно. Но суть проблемы заключается в том, что в результате этих наших страхов мы не ребенка воспитываем, а пытаемся сделать так, как лучше нам самим. Мы делаем это не для ребенка, а для своего успокоения. И как бы гиперопекающие родители ни говорили «я все делаю для ребенка», срабатывают механизмы психологической защиты, в частности «рационализация». Родители не о ребенке пекутся, они садят его под колпак ради своего спокойствия.

Избавление от ответственности

Теперь поговорим об ответственности. Если ребенок не принимает решения самостоятельно, то и никакой ответственности за поступки он не несет. Если что-то не получилось, кто в этом виноват? Тот, кто за него это сделал. «Я не решал задачу, ее решил мой папа, значит, в том, что она решена неверно, виноват не я, а он».  

– А может так случиться, что со временем, уже по привычке, во всех своих неудачах он будет винить не себя, а окружающих?  

– Да, такие дети так и говорят: виноват кто угодно, только не я. А посему никакой ответственности я нести не могу. Например, я пообещал кому-то, что приду, а сам не пришел. «Я не виноват,  вы же мне сами не напомнили», – настаивает он. Получается, человек не может принять ответственность за свои действия, это значит, что он не управляет своей жизнью, она управляется какими-то внешними случайными факторами. Куда ветер подул, туда его и несет.   

Помните, мы говорили про типы семейного воспитания? В одних детско-родительских отношениях ребенок лишается самостоятельности, но на него возлагается большая ответственность, в других – нет ни самостоятельности, ни ответственности, а в третьих – ответственность не возлагается, делай что хочешь, полная вседозволенность. Все эти вариации в итоге приводят к тому, что у нас вырастает взрослый ребенок. 

Как он будет себя вести во взрослой жизни?  Это может быть человек капризный, несамостоятельный, который все время будет требовать «дай, дай, дай», или импульсивным, который не отдает отчет своим действиям и их последствиям – например, сядет за руль пьяным и так далее. Или это будет забитый тихоня, который не может самостоятельно сделать шаг, безынициативный человек, боящийся поднять голову. 

– Игорь Валерьевич, как бы родителям ни было страшно за детей, им нужно сделать так, чтобы дети прошли все ступени взросления…

– На этом пути родителям необходимо оказывать ребенку помощь и поддержку, но не идти вместо него. Я не говорю, что ребенка надо бросить в пруд – выплывет, значит выплывет. Нет, конечно. Естественно, родитель ответственен за ребенка и его воспитание, он не может позволить все, всегда есть какие-то рамки правил, в пределах которых ребенок может существовать автономно, независимо, самостоятельно. Но дело в том, что мы зачастую эти рамки правил заменяем тотальным контролем, диктовкой. Вот и получается, что ребенок не проявляет самостоятельности и, как результат, не отвечает за свои поступки. И такое поведение продолжается, даже если человеку уже давно за 30–40 лет. Поэтому в нашем обществе так много мужчин и женщин инфантилов. 

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один».
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.