Куда исчезают вундеркинды?

Что нужно знать родителям, которые уверены в гениальности своего ребенка
A- A+
Вундеркинды по скоростному решению задач, маленькие виртуозы-пианисты – в СМИ очень часто можно полюбоваться на таких гениев. Но почему-то, вступив во взрослую жизнь, эти самородки куда-то исчезают.  

 «Лишь небольшой процент вундеркиндов оказываются успешными в деле, которым занимались в детстве. Повзрослев, ребенок может просто потерять интерес к музыке или живописи, и это нормально», – считает психолог Игорь Бадиев.

Гениями не рождаются

– Игорь Валерьевич, мы часто слышим о талантливых детях, самородках, которым предрекают большие успехи. Но почему-то большинство из них потом растворяется в серой массе. В чем тут дело? 

– Попробуем разобраться. Представьте: мама и папа воспитывают ребенка и мечтают, что он станет гениальным музыкантом или великим художником, потому что в детстве кто-то из родителей и сам хорошо рисовал или музицировал. Он делал это лучше, чем его сверстники. Поставив такую задачу перед ребенком, родители начинают возлагать на него серьезные надежды. Но ребенок вырастает и полностью утрачивает интерес к тому делу, в котором он когда-то был успешен. Почему так происходит? 

В детском возрасте творчество – рисунок или музыка – может служить способом освоения окружающего мира. При переходе в подростковый возраст сфера интересов ребенка может поменяться. То, что было интересным в детстве, перестает быть интересным сейчас. И это вполне закономерное явление. 

К слову, тема детской одаренности – очень серьезная научная проблема. Она имеет большое значение и для педагогики, и для психологии. Для начала давайте попробуем разобраться с теорией, что же такое способности и как они формируются. Человек не рождается предрасположенным к какому-либо конкретному виду деятельности. Он не может сразу родиться будущим музыкантом, художником, шахматистом или математиком. Ребенок рождается с набором определенных задатков – биологически обусловленных индивидуальных свойств. Например, имеет особенности в строении мембраны, нервной системы, специфику восприятия цвета, морфофизиологические особенности строения костей, мышц, пропорций тела.

Так, определенное строение слухового аппарата обеспечивает высокую чувствительность к изменениям звука. Наличие этого задатка у ребенка еще ничего не говорит о его способностях. Они формируются в процессе деятельности, к примеру, если ребенок начинает заниматься музыкой или иностранными языками. Чем больше он занимается, тем лучше у него развиваются общие способности, связанные со слуховым восприятием. Специализация на музыке постепенно приводит к развитию особых способностей – музыкальных. Со временем приобретаются новые знания, умения и навыки, которые оттачивают эти способности.   
  
Ошибки родителей

Очень часто родители совершают ошибку, думая, что, найдя то «призвание», к чему ребенок способен, они тем самым помогут ему в развитии. В этом кроется большая опасность – ведь способности без мотивации не приведут к успеху.  

– То есть ребенку, который хорошо поет, должно быть еще интересно это делать?   

– Да, сейчас он поет, ему интересно. Но очень может быть, что через пару лет этот интерес пропадет. А родители уже настроились, что их сын – большой талант и будущий народный артист. Работая с  таким самородком, родители совершают еще одну ошибку. Они делают акцент на развитии в каком-либо специфическом виде деятельности ребенка, отчего начинают страдать другие сферы. 

Например, мы решили, что наш ребенок – певец и композитор, поэтому мы разрешаем ему не сильно заниматься математикой или физкультурой, ведь он будет петь, математика ему не нужна. Пусть он больше времени тратит на музыку. Но если ребенок вдруг потеряет интерес к музыке, он окажется неразвитым в других областях. 

Поэтому, если родитель хочет, чтобы его ребенок был гением и вундеркиндом, он должен понимать, что экстраординарные способности в одной сфере деятельности очень часто соседствуют с дисгармоничным развитием личности. Поэтому гении и вундеркинды очень часто люди одинокие и несчастные. Возьмем, к примеру, чемпиона мира по шахматам Роберта Фишера. Сильнейший шахматист XX века с детства интересовался только шахматами. Это был очень несчастный человек, который в принципе не мог общаться с другими людьми. Весь его мир заключался в шахматных фигурах и баталиях.  Если Фишер знакомился с человеком, который не разбирался в шахматах, то ему с ним не о чем было говорить, и он избегал таких людей. 

С другой стороны, существует риск того, что мы приняли за выдающиеся способности всего лишь полученные ребенком знания, умения и навыки. То есть мы ребенка «натаскали», и то, что он хорошо музицирует, принимается нами за его одаренность. Да, ребенок играет на фортепиано лучше своих сверстников, но, выйдя на какой-то более высокий уровень, достигая потолка, возможно, перестанет расти дальше. 

Гений – это аномалия

Лишь очень небольшой процент вундеркиндов оказываются действительно успешными в своих видах деятельности. Повторимся – это происходит потому, что у детей либо  пропадает интерес, либо за талант принималась «натасканность». И в том и в другом случае велика вероятность, что ребенок окажется не приспособленным к жизни. 

– Как же родителям отличить, талант это или нет? 

– Мы должны понимать, что гений – это статистическая аномалия. Поэтому давать рекомендации, как воспитывать гения или как его распознать, это занятие ненужное. Почему? Потому что, определив ребенка как гения, мы, скорее всего, ошибемся. И тем самым сломаем ему жизнь. Те способности, которые у него есть, конечно, нужно развивать, но развивать надо также и общие способности – те, которые обеспечивают успешность широкого спектра видов деятельности. 

– Общие способности – это, например, память и внимательность?

– Верно. Если говорить доступным языком, это память и мышление, способность анализировать и сообразительность, умение общаться и выстраивать отношения. В число общих относят и физические способности – сила, ловкость, быстрота реакций. Сюда же относят и способность создавать что-то новое, умение находить новые пути в решении.      Поэтому при воспитании мы, в первую очередь, должны ориентироваться не на специальные, а на общие способности. Есть такая поговорка – «талантливый человек талантлив во всем». Это как раз про общие способности. 

Если говорить с точки зрения общей психологической практики и давая рекомендации родителям и учителям, мы должны стремиться развивать гармоничную личность, которая может быть успешной во всех отраслях жизнедеятельности. Следует предупредить – дабы не произошло искажения в развитии личности ребенка, нужно избегать узкоспециальной направленности.  И если ребенок хорошо играет на фортепиано, это не значит, что он не должен изучать биологию или ходить на физкультуру.

Ребенок развивается, познает новое. Если мы решили, что наш ребенок будет музыкантом, и он ничего кроме музыки не видит, то вполне возможно, мы загубили гениального математика. Потому что не показали ему, что существует мир математики. Может быть, он стал бы великим спортсменом, но мы не познакомили его с миром спорта. Поэтому наша задача – показать ребенку как можно больше различных областей жизни. 

– Помню, Вы говорили, чем больше у человека увлечений и интересов, тем лучше он адаптирован к жизни и тем меньше вероятность появления у него различного рода зависимостей.  

– Да, все так. Чем больше видов активности, тем здоровее психика. Наиболее успешные люди в современном мире – это люди, гармонично развитые в различных сферах жизнедеятельности.

«Способности – это не данность»

Когда встает вопрос о выборе ребенком профессии, ложное представление о способностях может сыграть с родителями злую шутку. Очень часто родители хотят, чтобы ребенок уже в пятом классе знал, к какой профессии склонен. Однако в этом юном возрасте мы не можем говорить о наличии у ребенка специальных профессиональных способностей. 

Сейчас много говорят о ранней профориентации, и порой путают ее с профотбором. Профориентация заключается в том, чтобы не выявлять способности ребенка, а ориентировать его в различных областях. Не нужно выявлять, годен ли ребенок для того, чтобы стать медиком или юристом. Профориентация заключается в том, чтобы узнать, хочет ли ребенок быть медиком, интересна ли ему эта область, и если да, то дать ему необходимые условия для освоения тех знаний умений и навыков, необходимых в данном виде деятельности.  

В сознании родителей сидит стереотип, что ребенок может иметь способность только к какому-то одному виду деятельности, и все. «Моя задача – найти, к чему склонен мой ребенок, и направить его в нужное русло», – считает родитель. Нет, все гораздо сложнее. Если мы будем просто выявлять и направлять, то мы получим массу бездарных музыкантов и юристов, которые не будут любить свою профессию и в конечном счете пополнят ряды менеджеров. 

Способности – это не данность, это динамичная система. Они развиваются, изменяются под действием того, каким видом деятельности человек занимается. И если сегодня ребенок проявляет интерес и способности к музыке, это еще не значит, что он в будущем будет гениальным музыкантом. Дайте ему возможность быть кем угодно. 

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один». 
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.