Строительная самоликвидация

Череда банкротств в Бурятии продолжается
A- A+
После «Икат-плюс» на «бизнес-кладбище» решила отправиться компания «Столица Спец Строй». Причем по собственному желанию. 

От банкротства могут пострадать как жители, вложившиеся в строительство домов, так и работники «Таловского завода ЖБК», который, как связанная компания, идет ко дну вместе с хозяевами.

От «Мирая» до «Верхнеудинска»

Единственными учредителями компании выступают Дмитрий и Елена Плюснины. У первого – 90,9 процента компании, у второй – 9,1 процента. По итогам 2015 года «Столица Спец Строй» чувствовала себя относительно неплохо. Годовая выручка – примерно 360 миллионов, прибыль – 1,5 миллиона. Пусть небольшая, зато не в убыток.

Более того, в прошлом году был введен в эксплуатацию многоквартирный жилой дом в 20а квартале и такой же – в 140-м квартале. В процессе находились многоквартирные дома в тех же двух районах, а также на улице Борсоева, в поселке Монды, селе Петропавловка и городе Кяхта.

Если же брать весь период работы компании с 2005 года, то ее «портфолио» насчитывает более полусотни объектов. Среди них: многочисленные супермаркеты и магазины довольно известных брендов, крупные гостиничные комплексы, торговые центры «Баянгол», «Ольхон» и «Верхнеудинск», аттракционы в парках, стоянки, детсады и много жилых домов.

Очевидно, что эта компания для Бурятии довольно значимая. Учитывая печальную ситуацию с уходом и ликвидацией местного бизнеса, теперь мы можем потерять и ее. 11 октября Арбитражным судом было принято заявление от «Столицы Спец Строй» о введении в отношении самой себя процедуры банкротства. 

И здесь встает вопрос о том, какова судьба дольщиков строящихся многоквартирных домов, если таковые имеются. Впрочем, ни в минстрое, ни в жилинспекции Бурятии нам об этой компании и ее договорах ничего внятного пояснить не смогли. То есть вполне вероятно, что в Бурятии появятся еще десятки, а то и сотни человек, которые, заплатив деньги, остались без квартир.

Что же послужило причиной ухода компании на банкротство, можно только гадать. С одной стороны, в этом году к «Столице Спец Строй» через бурятский арбитраж обратилось немало кредиторов с требованиями на несколько миллионов рублей. Что в нынешних условиях – дурной знак. С другой, когда компания банкротится самостоятельно, часто речь идет об уловках и ухищрениях ее руководства, чтобы не только избежать ответственности, но и заработать на этом. К тому же, «Столица Спец Строй» уже засветилась в недавнем скандале.

Темная история

Так, в 2011 году на предприятие прибыли ревизоры из налоговой. Нарушения, которые тогда обнаружились, тянули на уголовное дело. Оказывается, в надзорный орган были предоставлены декларации по возмещению НДС с недостоверными данными: другими словами, бизнесмен пытался укрыть от налогообложения многомиллионную прибыль. 

Кроме этого полицейские давно подозревали руководителя ООО в связях с фирмами-«однодневками». Тем не менее, едва возбудив дело по факту уклонения от уплаты налогов в особо крупном размере, приостановили его и отложили в стол до установления виновных лиц. 

Позже, уже после прихода на пост министра внутренних дел Олега Кудинова, к Дмитрию Плюснину обратился оперативник с предложением помощи в закрытии уголовного дела в отношении фирмы.

За помощь он запросил 500 тысяч рублей, и бизнесмен согласился. Однако не забыв «сдать» своего «покровителя» в соответствующие органы. В итоге оперативника задержали, этим летом суд приговорил его к реальному сроку.

Впрочем, история нечистого на руку правоохранителя в данном случае особой роли не играет, в отличие от того факта, что на «Столицу Спец Строй» было заведено уголовное дело за налоговые манипуляции. То есть репутация подпорчена, а значит, есть основания предположить, что истинные причины банкротства могут лежать далеко от правовой плоскости.

Градоразрушающее банкротство

К слову, от банкротства пострадает не только бюджет, который недополучит налоги, и экономика, которая лишится еще одного предприятия. Пострадать могут и обычные жители Таловки, что в Прибайкальском районе. Ведь несколько лет назад «Таловский завод ЖБК» сменил собственника и оказался тесно связан с компанией «Столица Спец Строй».

Совсем недавно, перед тем как строительная компания написала в арбитраж «заявление по собственному», «Таловский завод ЖБК» оказался под угрозой банкротства. Налоговая предъявила ему требования в 9,5 миллиона рублей и обратилась в суд о признании завода банкротом.

Тяжба между налоговиками и заводом длилась с ноября прошлого года. За это время заседание суда неоднократно откладывалось. Представители предприятия пытались убедить Фемиду, что должник является градообразующим предприятием и намерен продолжать предпринимательскую деятельность. Они даже представили в суде доказательства частичного погашения долга, что подтвердила сама налоговая.

Однако в августе налоговики пересчитали сумму своих претензий, и выяснилось, что «Таловский завод ЖБК» должен еще 9,5 миллиона рублей. В эту сумму вошли долги перед налоговой, а также штрафы и пени за просрочку платежей. Видимо, оплатить такую сумму заводу оказалось не под силу.

– В Таловке это единственное промышленное предприятие градообразующее. Которое могло бы работать, – рассказал нам депутат Хурала Сергей Мезенин. – Люди надеялись, верили, что после смены собственника предприятие будет работать, как-то изменит выпуск продукции. Застройку будут вести. Это же от собственников зависит.

На сегодня единственным учредителем завода является Виктор Плюснин. И можно ли считать простым совпадением, что это однофамилец учредителей «Столицы Спец Строй». 

Для Таловки завод является градообразующим. Если он будет ликвидирован, то работу в окрестностях найти будет непросто. И есть такие опасения, ведь по итогам 2015 года чистый убыток предприятия составил 20 миллионов рублей.

– Конечно, сейчас на предприятии количество работников существенно сократилось. Тем не менее банкротство компании – это удар. Куда люди пойдут? В Ильинке «Байкальская лесная компания» тоже сильно сократилась. Свинокомплекс «Талан-2» тоже ушел на банкротство, свиней там нет уже, идет продажа имущества, – говорит Сергей Мезенин. – Тем, кто высвободится, придется создавать свои какие-то малые предприятия либо ездить на работу в Селенгинск Кабанского района на ЦКК. 

Выходит, количество пострадавших от банкротства «Столицы Спец Строй» будет только увеличиваться. А если подтвердится информация о наличии обманутых дольщиков, то в дело придется вмешиваться госструктурам. 

Владимир Пашинюк, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.